Авторский идеал и действительность в пьесе Чехова «Вишневый сад»


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» изображены авторский идеал и действительность.

Раскрывая образы представителей прошлого, настоящего и будущего, А.П. Чехов выражает мысли о быстротечности и неумолимости времени, о неизбежности общественных перемен. Автор пьесы, обличая пустых, безвольных и ни к чему не способных помещиков, считал, что возрождение дворянства невозможно, поэтому помещики Раневская и Гаев, будучи представителями прошлого, без особого противостояния уступают имение с вишневым садом, фактически уступая дорогу новым силам. Писатель предполагал, что будущее России не за капиталистами, подобными Лопахину, что будущее за трудящимися демократами. Именно к ним обращался А. П. Чехов в «Вишневом саде», демонстрируя свой идеал, заключенный в торжестве демократической части общества. По этой причине в пьесу помещены не только образы представителей прошлого и Лопахина как представителя настоящего, но и образы представителей будущего. Автором выражается надежда на то, что господство капиталистов будет только временным, что их в ближайшем будущем сменят демократы.

Всяческими способами показывая неизбежность гибели «дворянских гнезд», А.П. Чехов демонстрирует, что Раневская и Гаев действительно уходят с пьедестала, но на их место приходит купец Лопахин. Представители прошлого не представлены в повествовании как отрицательные персонажи, достоинствами и недостатками владеет и Лопахин. Это позволяет автору высказать свое отношение к произошедшей смене: жизнь при Лопахине будет не лучше, чем жизнь при Раневской и Гаеве. А.П. Чехов не против того, что помещики перестали быть господствующим классом, что помещичья Россия ушла в прошлое, однако он и не выступает за вырубку вишневого сада, которая является символом новой России.


Получается, что авторский идеал – торжество демократической части общества, которая выступает за «насаждение нового сада»; авторский идеал не совпадает с действительностью, воплощенной образом Лопахина, жизнь при котором не отличается от жизни при Раневской и Гаеве лучшим образом.

Кроме того, А.П. Чехов, выражая веру в будущую свободную Россию, оставляет финал пьесы открытым. Произведение завершается полной сменой помещиков капиталистами. Не факт, что Аня и Трофимов действительно являются представителями будущего, что они действительно смогут привести Россию к лучшему будущему, ведь Аня Раневская еще слишком молода, а Петя Трофимов – человек слова, а не дела, который только говорит об общественных изменениях, но ничего конкретного не делает. Открытый финал не позволяет сказать о том, что будет дальше: возможно, что Лопахина сменят Аня и Петя Трофимов, но они не будут способны прийти к свободной России; возможно, что не Аня и Трофимов, которые будут готовы воплотить идеал писателя в жизнь, придут к господству, а безнравственные Яша и Дуняша. Если авторский идеал – это будущее за трудящимися демократами, то действительность – это неизвестность.

Таким образом, идеал А.П. Чехова, заключенный в торжестве демократической части общества, противопоставлен действительности, которая связана с торжеством капиталиста Лопахина и с неизвестностью будущего.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Быт и события в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Национальный характер в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Герой времени в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Кто же он... этот Ермолай Лопахин?.. (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)