Борьба идей в романе Достоевского «Преступление и наказание»
В написанном Ф.М. Достоевским романе «Преступление и наказание» ярко видна борьба идей. Многие персонажи являются носителями какой-нибудь из сложившихся в современном для писателя обществе идей. Явное или неявное столкновение персонажей позволяет сказать о том, что идеи противоречат друг другу, борются за право существования.
Особое внимание Ф.М. Достоевский уделяет теории центрального персонажа. Согласно этой теории, в обществе есть деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Раскольников считал, что люди, которые ведут общество к прогрессу, по своей природе являются преступниками, которые дают себе право переступить через любые препятствия. Автор романа четко проводит связь теории Раскольникова с идеями наполеонизма.
Также ярко в произведении представлена теория Лужина. Она носит следующее название: «теория целого кафтана». Герой считает, что каждый человек должен заботиться только о себе, ведь лишь в этом случае его кафтан останется в целости и сохранности. Лужин уверен, что человек должен заботиться о личном интересе, так как только в этом случае будет всеобщее благо. Однако Лужин ради достижения собственных целей совершает действительно жестокие по отношению к другим людям поступки; герой идет по головам, чтобы добиться желаемого. Ф.М. Достоевский демонстрирует извращенную и обезображенную идею «разумного эгоизма». Автор показывает, что теория Лужина противоречит жизненным принципам Дуни Раскольниковой, которую он хочет взять замуж.
Жизненные принципы Свидригайлова схожи с теорией Раскольникова. Можно сказать, что жизнь Свидригайлова – воплощение теории главного героя в реальную, повседневную жизнь. Идеи Свидригайлова также противоречат жизненным принципам Дуни Раскольниковой.
Есть в произведении и комичный образ Лебезятникова. Автор подчеркивает, что сам герой причисляет себя к прогрессистам. Лебезятников, в соответствии с модными для того времени идеями, рассуждает о создании коммун. И то, что автор используется комические приемы при раскрытии образа Лебезятникова, говорит о том, что Ф.М. Достоевский не поддерживает данное движение. Многие исследователи отмечают, что при помощи образа Лебезятникова писатель полемизирует с Н.Г. Чернышевским.
Автор неслучайно делает Лужина и Свидригайлова двойниками Раскольникова, показывая, что их идеи не противоречат друг другу, а сосуществуют и связываются между собой.
Ставя Раскольникова с его безумной теорией на один уровень с Лужиным и Свидригайловым, отличающихся жестокостью и эгоизмом, Ф.М. Достоевский помещает в свой роман и противоположные идеи. Это мысль о счастье человека через смирение, страдание и веру в Бога. Такая идея принадлежит Сонечке Мармеладовой. Она считает, что именно вера в Бога помогает человеку справляться с трудностями, что человек не должен бунтовать, он должен смириться. Именно эта идея, которая отражает авторскую позицию, побеждает в финале романа. Сонечка Мармеладова не понимает Раскольникова, который хочет объяснить ей причины его преступления; именно Сонечка Мармеладова развенчивает теорию Раскольникова в его сознании.