Бой Хаджи-Мурата (анализ эпизода повести Толстого «Хаджи-Мурат»)
Эпизод «Бой Хаджи Мурата» расположен в последней XXV главе повести. Его начало определяется предложением – «Поняв, что он окружен, Хаджи-Мурат высмотрел…». Заканчивается же названный эпизод описанием того, как алая кровь из шеи и черная из головы залили траву рисового поля, на котором погиб мятежный горец.
В основе данного эпизода лежит побег Хаджи-Мурата. Наиб Шамиля долго ждал решения вопроса о спасении своей семьи. Никаких действий не предпринималось. Тогда горец решил сам отправиться в аул Ведене, где находились его близкие. Остановившись переночевать, на рассвете Хаджи-Мурат и пятеро его приближенных поняли, что окружены.
Участниками данного эпизода являются следующие лица: главный герой повести наиб Хаджи-Мурат и пять его нукеров, Элдар, Гамзало, Ханефи, Курбан и Хан-Магома. В конце эпизода появляются второстепенные персонажи, которых раньше мы не знали: Карганов, Гаджи-Ага, Ахмет-Хан. Именно они добивают Хаджи-Мурата и отсекают его голову.
Начало эпизода помогает нам понять обстановку, в которой находится Хаджи-Мурат и его послушники. Кроме этого, мы видим и саму подготовку к бою. Финал же символичен: соловьиные трели вместо свиста пуль раздаются в округе.
Вопрос, который находится в центре внимания в данном эпизоде, можно сформулировать следующим образом: удастся ли Хаджи-Мурату вырваться из окружения и добраться до своей семьи?
Конфликт данного эпизода абсолютно совпадает с конфликтом всей повести: противостояние русских и горцев.
В данном эпизоде Хаджи-Мурат показывает всю внутреннюю силу своего характера. На предложение сдаться мятежник отвечает выстрелом. Для него лучше умереть, чем снова оказаться в этом плену. Единодушны и его нукеры. Они во всем поддерживают Хаджи-Мурата, храбро сражаются, хотя силы, конечно, не равны. А вот поведение милиционеров не поддается описанию: эти люди ведут себя, как звери. Терзать тело убитого человека, отрубать ему голову – жестоко и бесчеловечно.
В композиции этого эпизода можно выделить два структурных элемента: само сражение и действия русских над бездыханным телом Хаджи-Мурата в бок. Завязкой первой из выделенных частей стала подготовка к сражению, кульминационный момент – смертельное ранение Хаджи-Мурата, развязка – последняя попытка встать и смерть.
Главная художественная деталь – щелканье соловьев, означающее конец сражения и продолжение жизни.
Из художественных описаний можно отметить сравнение падающего Хаджи-Мурата с подкошенным репьем, о котором автор говорит в начале повести.
Автор показывает свое восхищение горцем, противопоставляя силу его желания жить низости добивающих наиба людей.
Основная мысль данного эпизода заключена как раз в показе этого неравного сражения. Неравного не по силе, а по нравственности и совести. Хаджи-Мурат со своими людьми гораздо выше тех, кто с ними расправился.
Данный эпизод является последним в повести, завершающим. Толстой, изображая гибель Хаджи-Мурата, снова возвращает нас к прологу, к тому самому репью у дороги, раздавленному, но отчаянно цепляющемуся за жизнь.