Чартков - герой или антигерой? (по повести Гоголя «Портрет»)


Чартков является главным героем первой части повести Н.В. Гоголя «Портрет». Кем же является Чартков – героем или антигероем?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как образ Чарткова в ходе повествования меняется кардинальным образом. И если вначале Чарткова можно считать героем, то после покупки зловещего портрета ростовщика Чарткова можно считать антигероем.

В начале повествования говорится о том, что Чартков был «художником с талантом, пророчившим многое». Любовь к искусству у Чарткова была настолько велика, что на последние деньги он купил понравившийся ему портрет. Чартков творил, несмотря на нищету. Несмотря на то что у Чарткова были такие недостатки, как нетерпеливость и стремление к обретению славы, Чартков был хорошим художником, который мог развить свой талант, став по-настоящему гениальным творцом истинных произведений искусства. Все это доказывает, что Чартков-прежний – герой.


Чартков-новый, который вместо истинного искусства выбрал славу и материальное богатство, не может быть героем. Подавшийся искушениям дьявола, воплощенного в портрете ростовщика, Чартков является антигероем. Показывая, что Чартков, не сумевший пройти испытание оказавшимися у него 1000 червонными, становится «модным живописцем» и частью светского общества, вместо духовного богатство выбирает богатство материальное, Н.В. Гоголь демонстрирует, что темная сторона Чарткова начинает поглощать его светлую сторону. По собственной вине не став гениальным художником, Чартков начинает уничтожать по-настоящему прекрасные произведения искусства. Чартков фактически продолжает дело дьявола-ростовщика, от которого он получил деньги, которые мог потратить на развитие своего таланта.

Увидев картину своего прежнего товарища, развивающего свой талант в Италии, Чартков осознал то, о чем он не задумывался все это время: он растратил свой талант, по-настоящему гениальное произведение искусства он создать уже не может. Осознание этой истины вновь ставит Чарткова перед выбором: отказаться от светского образа жизни и посвятить себя искусству или продолжить то существование, которое он вел. В итоге Чартков выбирает второй путь, начиная от зависти скупать все лучшие произведения искусства для того, чтобы уничтожить их. Н.В. Гоголь показывает, что Чартков мог вновь стать героем, подавив в себе дьявольскую сторону, но Чартков умирает как антигерой.

Автор демонстрирует, что Чартков является антигероем, и следующим образом: неслучайно в той же части, где раскрывается образ Чарткова, появляется образ художника, который отказался от светского образа жизни и отправился развивать свой талант в Италии, где он жил как отшельник, благодаря чему он смог написать поистине прекрасную работу. О том, что Чартков является антигероем, может сказать и сравнительный анализ образа Чартова и образа создателя портрета ростовщика. Оказавшись под воздействием дьявола, создатель портрета ростовщика все же смог очистить свою душу и остаться истинным творцом, в отличие от Чарткова, который не смог пройти испытания деньгами и славой и превратился в бездарного ремесленника.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Опровергает или подтверждает вторая часть повести Гоголя «Портрет» мысль о всевластии зла?
  • Слово Гоголя в повести «Портрет»
  • Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • В чем трагедия Чарткова? (по повести Гоголя «Портрет»)