«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (по рассказу Распутина «Уроки французского»)


В написанном В.Г. Распутиным рассказе «Уроки французского» особо четко звучит проблема доброты.

Приведенную в названии сочинения цитату можно связать с образом Лидии Михайловны. Она была поистине добрым человеком, так как пожертвовала своей педагогической карьерой ради того, чтобы помочь голодающему мальчику. На протяжении всего повествования также подчеркивается, что Лидия Михайловна очень умна. Она очень хитрыми и ловкими путями узнает о проблемах, с которыми приходится встречаться ученикам ее класса. Учительница знает, как обращаться со школьниками и что делать, чтобы позаботиться о них и защитить их.

Благодаря таким качествам, как доброта и ум, Лидия Михайловна замечала в людях только хорошее. Ярко на это указывает эпизод, когда Тишкин во время урока рассказывает всему классу и учительнице, что рассказчик оказался избитым Вадиком за то, что тот обманывал, когда играл в «чику». Многие учителя пошли бы с этой информацией к школьному директору, однако доброта помогла Лидии Михайловне относиться к рассказчику по-доброму. Она попыталась выяснить причины игры мальчика на деньги. Учительница не стала ставить на ученике крест, потому что видела в нем задатки доброго и справедливого человека.


Даже тогда, когда Лидию Михайловну увольняют из школы, она не озлобляется на рассказчика, ведь именно за игру с ним героиня вынуждена была уехать на малую родину. Лидия Михайловна и сейчас способна видеть в повествователе только доброту. Спустя время рассказчик получает посылку, в которой лежат так необходимые для мальчика продукты питания, включая и яблоки, которые герой никогда не ел и даже не видел. Потеряв работу, героиня все равно продолжала излучать доброту и искать эту доброту в окружающих ее людях.

В противовес представленному выше высказыванию о доброте можно сделать следующее умозаключение: «Чем человек злее, тем больше зла он замечает в людях». В рассказе ярким представителем злых начал является директор – Василий Андреевич. Каждый учебный день он начинал с линейки, на которой школьники, которые в чем-то провинились, говорили о том, что их побудило совершить этот дурной поступок. Директор не задумывался о чувствах и эмоциях детей, не задумывался об учебном процессе, постоянно срывая уроки, не думал о том, что дети могут сталкиваться с жизненными трудностями. Василий Андреевич был зол по своей природе, поэтому и искал в других людях такое же зло. Так, став свидетелем того, как учитель школы играет со своим учеником в «пристенок», Василий Андреевич сразу же стал рассматривать поступок Лидии Михайловны как негативное явление. Для него игра была настоящим преступлением. Василий Андреевич из этой ситуации смог вынести только отрицательные моменты, смог заметить только зло, не обратив внимание на то добро, которое принесла героиня.

Таким образом, добрый человек ищет в окружающих людях доброту, а злые люди – зло. Эта мысль подтверждается с помощью образов Лидии Михайловны и Василия Андреевича.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Сравнительная характеристика повествователя и Лидии Михайловны
  • «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Смысл названия рассказа Распутина «Уроки французского»