Чему учит сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин не просто написал сказку «Премудрый пискарь», но и поднял такие проблемы и вопросы, которые смогли бы научить жизни новое поколение.

Это своеобразная притча, которая имеет поучительную мораль: не стоит бояться жизненных трудностей и подвергать свою жизнь постоянному страху.

Сказка учит тому, что жизнь не стоит самой жизни. Жизнь необходимо проживать ради тех эмоций, которые дают как положительные моменты, так и отрицательные. Стоит радоваться жизни и получать от нее только удовольствие, а не дрожать и бояться каждого шороха, как это делал пискарь. Его жизнь оказалась простым существованием без какого-либо наслаждения и удовольствия.

Писатель хотел показать, что жизнь такого трусливого пискаря бессмысленна и бесполезна. М.Е. Салтаков-Щедрин хотел предупредить читателя, что не нужно следовать примеру этого беспомощного и бесхребетного героя. Лучше прожить короткую, но интересную жизнь, чем сотни лет находиться в норе, похожей на клетку. Именно это замкнутое пространство способно уничтожить героя, а не внешняя опасность, как думал пискарь. Не нужно тратить всю свою жизнь на страх и на попытку спасти эту жизнь. Иначе жизнь становится самоцелью, что, конечно, не принесет счастья.


Автор не призывает читателей к крайностям: либо жить в норе, либо погибнуть при первом же случае. Он учит той золотой середине, которая поможет прожить занятную жизнь. Не нужно бояться рисковать, ведь человек рождается жить, а не «дрожать».

Произведение напоминает то, что ради сохранения собственной жизни люди порой забывают по-настоящему жить. Премудрый пискарь не имеет семьи, он всю свою столетнюю жизнь был одинок, никто о нем не знал, никто о нем не вспомнит и после смерти. Пискарь не внес абсолютно никакого вклада в общество, он даже ни с кем не общался, будто его и вовсе не было на свете. Главный герой упустил все радости жизни, и спустя сто лет ему нечего вспомнить, потому что вся его жизнь заключалась лишь в том, что он сидел взаперти и дрожал.

Еще сказка учит тому, что не всегда стоит следовать наставлениям. Они могут привести к печальному исходу событий. Ведь пискарь в детстве проживал абсолютно нормальную жизнь, а после того, как отец рассказал ему свою историю, в которой из него чуть не сделали уху, пискарь меняет мировоззрение и подается бессмысленной и неоправданной панике. Скорее всего, пискарь-сын слишком близко к сердцу воспринял наставление отца беречь свою жизнь. Беречь ее, конечно, нужно, но всего должно быть в меру.

Под конец своей жизни пискарь все же понимает бессмысленность своего существования. И тут он задает себе различные вопросы, которые появляются в повествовании неслучайно. М.Е. Салтыков-Щедрин хочет, чтобы каждый, кто прочитал сказку «Премудрый пискарь», задал те же вопросы самому себе и понял, насколько он близок к жизни пискаря. И если эта схожесть присутствует, то еще есть время все исправить, пока жизнь не подошла к своему логическому завершению.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • История создания сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Какие философские проблемы решает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»?
  • Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?