Что хотел сказать читателям Одоевский в своей сказке «Городок в табакерке»?


Князь Владимир Одоевский был человеком высоконравственным. Он ненавидел ложь, и считал, что от нее происходят все несчастья. Крепостное право вызывало в нем возмущение и гнев, поэтому его отмену он отмечал как личный праздник. Писатель не имел детей, но любил педагогику, поэтому на первое место ставил воспитание и образование подрастающего поколения.

Его познавательно-фантастические произведения сразу же стали популярными, и в наше время всё также продолжают завоевывать сердца маленьких читателей. Сказка «Городок в табакерке» — одна из них. Автор хотел многое сказать, здесь сливаются его принципы воспитания, образования и возмущение несовершенством государственного управления.

Главный герой — мальчик Миша. Он идеально воспитан, уважает своих родителей, тактичен и послушен. Его родители делают всё возможное, чтобы воспитать сына, стремящегося к познанию. Например, чтобы изучить механизм музыкальной табакерки, отец ставит предмет на стол и предлагает мальчику самому всё узнать. Ребенок любопытен и наблюдателен. Он замечает не только механические детали, но и красоту городка.

Погрузившись в сон, Миша попадает в гости к сказочным жителям. Читатель сразу же видит, как вести себя в незнакомом месте. Мальчик здоровается, узнает имя провожатого, ведет себя вежливо и тактично. На протяжении всего путешествия он получает информацию, анализирует её и приходит к соответствующему выводу. Теперь он знает, как работает табакерка. Самая главная — Пружинка, которая толкает Валик. Тот, в свою очередь цепляет крючочками молоточки, заставляя их стучать по колокольчикам. Таким образом возникает музыка.


Но помимо научных знаний, Миша получает нравственные уроки. Ему жаль слабых мальчиков-колокольчиков, которых постоянно бьют молоточки. Он вдруг осознает, как плохо, когда за тобой никто не смотрит. Ребенок сначала завидует колокольчикам в том, что у них нет школ, их не заставляют учиться, но поговорив с жителями, меняет свою точку зрения. Миша понимает, как же скучно ничего не делать.

Но идеальным героя назвать нельзя, он все же нарушает запрет отца не трогать пружинку. В результате ломает табакерку. Автор хотел сказать, что нужно слушать советы и указания старших, тогда неприятностей будет меньше.

Одоевский показывает читателям систему управления городом, которую нужно менять. Наверху сидят те, кто ничего не делает, а только раздает указания и заставляет трудиться. Властей не беспокоит то, как живут горожане, при этом считают себя благодетелями. Например, Валик сам признается, что ему все равно, что происходит за границами его дивана. Но именно от руководства зависит жизнь городка. Как только пружинка лопнула, работа нарушилась.

Таким образом, автор хотел сказать, что главное для детей учиться, развивать свой ум, совершенствоваться и стремиться к познанию. Вместе с тем в ребенке нудно воспитывать такие качества, как доброта, милосердие, храбрость и уважение. Только в этом случае возможно формирование гармоничной личности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Пословицы и поговорки в сказке Одоевского «Городок в табакерке»
  • Пересказ сказки Одоевского «Городок в табакерке» от имени Миши
  • Отзыв о сказке Одоевского «Городок в табакерке»
  • Цитатный план сказки Одоевского «Городок в табакерке»