Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова?


Работа над поэмой М.Ю. Лермонтова «Демон» была завершена в 1839 году, а впервые в России она была опубликована в 1860 году. В 1891 году художник М.А. Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений М.Ю. Лермонтова. Основная часть иллюстраций относилась именно к поэме «Демон». К ним относятся «Демон летящий», «Голова демона на фоне гор», «Демон смотрящий», «Демон, смотрящий на танец Тамары», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона», «Тамара в гробу», «Демон и Ангел с душой Тамары» и др. Сюжет самой знаменитой картины с образом Демона – «Демон сидящий» – также был навеян лермонтовской поэмой «Демон».

Демон в изображении М.А. Врубеля был архетипическим «падшим ангелом».

М.А. Врубель старался передать особенности лермонтовского образа Демона. Кроме того, фоном многих иллюстраций был Кавказ, который в поэме М.Ю. Лермонтова занимает немаловажное место.

Сам художник отмечал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Страдания Демона особенно ярко наблюдаются на «Демоне сидящем». На картине подчеркнуто одиночество Демона, видно, что ему не доставляет удовольствия вечная жизнь и властвование над «грешной землей». Врубелевский Демон становится своеобразным символом, в котором воедино слились тоска по красоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле.


Все же если у М.Ю. Лермонтова на протяжении всего повествования подчеркивается двойственная сущность Демона, который горделив и в то же время страдает от вечного одиночества и отсутствия гармонии, то в образе врубелевского Демона больше всего отразились одиночество, тоска и тревога, меньше всего – горделивость и стремление противостоять Богу. Многие исследователи отмечают, что на полотне М.А. Врубеля не отражено настроение бунта, проблема гордыни, что художник выделяет лишь лирическое начало, подчеркивая сломленный характер Демона, на второй план отодвигая бунтовское и эгоистическое начало лермонтовского Демона. Однако следует подчеркнуть, что «Демон сидящий» – субъективное мнение самого М.А. Врубеля, так как эта картина была создана до работы над иллюстрациями к изданию сочинений М.Ю. Лермонтова.

То, что на картине «Демон сидящий», которая не входила в число иллюстраций, отразились многие черты лермонтовского Демона, говорит о том, что в понимании и поэта, и художника Демон имел похожие черты.

М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля связывает то, что они оба долгое время работали над образом Демона, постоянно обращаясь к теме демонизма. М.Ю. Лермонтов работал над поэмой целых 10 лет: 1829-1839 гг., а М.А. Врубель впервые задумался о написании образа Демона еще в 1885 году, последнее его обращение к данному образу было в 1901 году.

Несмотря на то что работы М.А. Врубеля после выхода издания сочинений М.Ю. Лермонтова подтверждались ожесточенной критике, через 20 лет начали отмечать, что именно М.А. Врубелю удалось «в переводе на новый язык» передать сущность лермонтовского духа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Лермонтова «Демон»
  • Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай? (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Может ли Демон обрести гармонию? (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон»