Демон - герой или антигерой (по поэме Лермонтова «Демон»)


Центральным персонажем лермонтовской поэмы «Демон» является Демон. При анализе данного образа возникает вопрос: Демон является героем или антигероем?

На данный вопрос нельзя ответить однозначно, так как на протяжении всего повествования подчеркивается противоречивый характер Демона. Герой обладает как отрицательными, так и положительными чертами, что говорит о невозможности сказать, исключительно отрицательным или исключительно положительным персонажем является Демон.

Уже в самом начале поэмы возникает противопоставление: сначала главный герой был ангелом, а затем стал демоном. Это подчеркивает, что в Демоне есть как ангельское, так и дьявольское начало.

Демон получает власть над «грешной землей», однако эта власть не приносит ему никакого удовольствия. Из-за того что зло не приносит Демону удовольствия, его нельзя назвать исключительно отрицательным персонажем.


Демон тяготится вечным одиночеством и постоянными противоречиями и сомнениями, он вспоминает о жизни в рае, где он находился в гармонии с мирозданием и с самим собой. Способность Демона к стремлению возродиться говорит о невозможности назвать его антигероем. Однако Демон горделив и стремится противостоять Богу, за что он не может быть прощен и за что он должен нести наказание. Это говорит о том, что Демона нельзя назвать героем.

О двойственной натуре Демона, которая вызывает сомнение относительно трактовки образа как героя или как антигероя, говорят и следующие строки, в которых описывается образ Демона при посещении Тамары: «Он был похож на вечер ясный: // Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!».

Долгое время ничего не чувствующий Демон наконец-то что-то чувствует: это «неизъяснимое волненье», вызванное внутренней и внешней красотой Тамары. Любовь заставляет Демона задуматься о возможности вновь прийти к добру. Однако любовь Демона эгоистична: он ничем не жертвует для Тамары, в свою очередь требуя от нее жертвы. Невозможно сказать и о том, искренен ли Демон в разговоре с Тамарой, где он дает ей многие обещания и клянется ей в своей любви: неизвестно, действительно ли Демон хочет вернуться к добру с помощью любви Тамары, или его слова являются искушением. Демон любит Тамару, но признается, что у него есть «умысел». Демон хочет оставить этот «умысел», однако все равно заходит в «святыню мирного приюта». Такие двойственные чувства по отношению к Тамаре вновь не позволяют ответить на вопрос, героем или антигероем является Демон.

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что центральным конфликтом всей поэмы становится внутренний конфликт. Ангельское и дьявольское начала Демона вступают друг с другом в поединок, появляется борьба между добром и злом – категориями, которые тесно взаимосвязаны между собой, порой даже пересекаются друг с другом и которые не могут существовать по отдельности.

Входя в монастырь «с душой, открытой для добра», Демон все равно не готов покориться Богу и избавиться от своей гордыни. Фактически Демон отрекается от возможности возрождения. В итоге дьявольское начало торжествует в нем, зло побеждает.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мой демон (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Почему Тамара уходит в монастырь? (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Философский смысл поэмы Лермонтова «Демон»
  • Отзыв о поэме Лермонтова «Демон»