Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»


Все персонажи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» делятся на положительных и отрицательных. Так как произведение основано на противостоянии отрицательных и положительных персонажей, то можно выделить конфликт между добром и злом.

Яркими представителями злых начал в комедии являются госпожа Простакова, Скотинин, Простаков и Митрофанушка. Всем им характерны такие черты, как жестокость, грубость, стремление к неограниченной власти. Госпожа Простакова (урожденная Скотинина) и Скотинин относятся к крепостным, как к скоту: дают себе право издеваться над ними, требовать невозможного, оскорблять и даже избивать. Госпожа Простакова притесняет не только крестьян, но и своих родных и близких. Митрофанушка, ставя госпожу Простакову в пример, учится от нее жестокому отношению. И если госпожа Простакова, Скотинин и Митрофанушка совершают злые и жестокие поступки по собственной инициативе, то Простаков становится пешкой в руках своей жены-тиранши. Простаков совершает зло по приказу госпожи Простаковой, что также является злом.

Д.И. Фонвизин показывает, что такие люди, как господа Простакова, Простаков, Митрофанушка, Скотинин, не способны привести общество к положительным результатам. Наоборот, из-за таких людей общество останавливается в развитии и даже хуже – оно деградирует, меняется к худшему. Необразованные и не видящие смысла в образовании персонажи совершают зло по отношению ко всему обществу.


Не такими яркими представителями зла являются так называемые учителя Митрофанушки: Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Вральман является учителем французского языка и наук, хотя совершенно в этом ничего не смыслит. Именно Вральман делает все возможное, чтобы не дать Митрофанушке обучаться, он постоянно срывает как собственные уроки, так и уроки Цыфиркина и Кутейкина. Самый безобидный из учителей – Цыфиркин, который понимает, что не должен брать с Простаковых деньги за обучение, так как Митрофанушка ничему не научился. Если Цыфиркин не владеет должными знаниями, но является человеком нравственным, то Кутейкин и безграмотен, и невежественен. Стародум, видя учителей Митрофанушки, понимает, что они не смогут научить молодого человека чему-нибудь хорошему. Д.И. Фонвизин показывает, что зло под педагогическим воздействием такого же зла превращается в двойное зло. Митрофанушка опасен для общества, так как он необразован, жесток и не умеет проявлять любовных чувств даже к матери, которая в нем души не чает.

Представителями добра в фонвизинской комедии являются Стародум, Правдин, Софья и Милон. Все они живут в соответствии с нравственными ценностями: чести, достоинства, правды, справедливости, доброты, душевного богатства. Положительные персонажи разоблачают и деспотов Простаковых и Скотинина, и учителей-невежд. С помощью честных и справедливых персонажей драматург обличает общественные пороки, а также демонстрирует, к каким внутренним качествам должен стремиться каждый человек.

Финал комедии, в котором показано, что госпожу Простакову лишили неограниченной власти, позволяет думать о том, что добрые начала побеждают злые. На это указывает и то, что Софья выходит замуж не по корыстным расчетам Простаковых или Скотинина, а по любви – за Милона. Однако поведение Митрофанушки, который грубо и жестоко отнесся к собственной матери, не позволяет говорить о том, что добро полностью победило зло.

Ни одна сила в итоге не побеждает друг друга; Д.И. Фонвизин оставляет конфликт между добром и злом открытым, хотя в комедии четко прослеживается авторская позиция, гласящая, что добро должно стремиться победить зло.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смешное и трагическое в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Один день в дома Простаковых глазами школьника XXI века
  • Экзамен Митрофанушки (анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» в наши дни