Добро и зло в поэме Лермонтова «Демон»


В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» поднимается проблема добра и зла.

Если рассматривать поэму поверхностно, то представителем зла является центральный персонаж Демон, а представителями добра являются сам Бог, который является внесценическим персонажем, и ангелы, появляющиеся в повествовании как эпизодические персонажи.

Кроме того, существует версия, что представителем зла в поэме «Демон» является Бог, который изгнал Демона из Рая из-за его бунта, то есть создал в мире зло и существо, которое вынуждено его совершать. Если рассматривать образ Бога как зло, то образ Демона рассматривается как противоположное – добро.

Однако более глубокий анализ позволяет сказать о том, что Демон не является исключительно отрицательным персонажем и что он не является чистым представителем зла. В поэме подчеркивается, что Демон сеет зло, однако делает он это «без наслаждения». Не чувствуя никакого сопротивления со стороны людей, Демон ощущает скуку от совершения зла, оно не приносит ему никакого удовольствия. Зло является для Демона обязанностью, а не наслаждением, что уже подчеркивает двойственную натуру Демона. На противоречивость главного героя указано с самого начала: Демон является представителем зла только после того, как он понес наказание из-за противостояния Богу, до бунта против самого Создателя главный герой был ангелом. Это говорит о том, что Демон обладает как дьявольскими, так и ангельскими чертами.


Будучи демоном по деятельности, центральный персонаж вспоминает свою прежнюю жизнь, ту возможность находиться в гармонии с мирозданием и с самим собой, которой он был лишен. Способность любить подчеркивает доброе начало Демона. Встретив и полюбив Тамару, Демон надеется, что она и любовь к ней помогут ему вернуться к прежнему существованию, то есть вернуться в Рай, где бы он совершал добро. М.Ю. Лермонтов показывает, что Демон мечтает о рае и совершении добра.

Однако Демон не может избавиться от свойственных ему гордыне и стремлению противостоять Богу, из-за которых он был изгнан из Рая. Эгоистичная любовь к Тамаре, где Демон требовал от нее жертв, демонстрирует, что главный герой не понял истинной сущности любви и так и не обрел любви к Богу. Противоречивые любовные чувства Демона к Тамаре демонстрируют борьбу Добра и Зла в душе Демона.

На протяжении всего повествования подчеркивается, что внутри Демона борются два начала: Добро и Зло. М.Ю. Лермонтов, основным в поэме делая внутренний конфликт, выражает мысль о том, что в каждом человеке есть как добро, так и зло, что эти категории не абсолютны, что добро может переходить во зло, а зло – в добро, что ни одна из этих категорий не может существовать по отдельности. В поэме выражается мысль о том, что конфликт между добром и злом вечен, что ни одна из сторон не может победить.

Если после смерти Тамары ее успокаивает ангел, который забирает ее с собой в Рай, так как Тамара раскаялась в своем грехе и за это получила прощение от Бога, то не раскаявшийся, так и оставшийся горделивым Демон не получает божественного прощения, так и оставаясь на стороне зла, совершение которого не приносит ему никакого удовлетворения от существования.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в поэме Лермонтова «Демон» играет пейзаж Кавказа?
  • Что же хотел сказать Лермонтов поэмой «Демон»?
  • Анализ поэмы Лермонтова «Демон»
  • Любовь в поэме Лермонтова «Демон»