Добро и зло в рассказе Распутина «Уроки французского»


В рассказе «Уроки французского», написанном В.Г. Распутиным, поднимается проблема добра и зла. Здесь продемонстрированы как представители добрых начал, так и представители злых начал. Причем такое деление на добрых и злых наблюдается как в детском коллективе, так и в мире взрослых.

Ярким представителем добра можно назвать учительницу Лидию Михайловну. Она наблюдает за своими учениками и искренне хочет помочь тем, кто в этом действительно нуждается. Особенно ярко это наблюдается в тех поступках, которые Лидия Михайловна совершает по отношению к рассказчику, который вынужден был переехать и жить вдали от семьи, чтобы получать образование. Узнав о том, что рассказчик играет на деньги, учительница не говорит директору правду, а старается помочь ему собственными силами. Она вызывает его на дополнительные занятия, чтобы помочь в учебе и чтобы накормить мальчика. Лидия Михайловна отправляет мальчику посылку с едой, а когда он отдает ее обратно, придумывает другой план: Лидия Михайловна предлагает рассказчику играть с ней в «замеряшки». Делала это учительница, чтобы помочь мальчику, страдающему от голода. Она рисковала собственной карьерой, но делала все, чтобы облегчить жизнь пятиклассника, столкнувшегося с трудностями.

Данный поступок оказался непонятым директором школы. Василий Андреевич даже не захотел понять причины, по которым учительница стала играть со школьником на деньги. Он сразу же уволил Лидию Михайловну, тем самым вернул мальчика в прежнее голодное состояние. Василий Андреевич – яркий представитель злых начал. Ему совершенно все равно на судьбы учеников школы.

Среди мира детей злыми можно назвать Вадика, Пташу, Тишкина и Федьку. Вадик думает лишь о себе, пытаясь показать собственное превосходство над другими. Не зря в повествовании подчеркивается, что у Вадика были злые глаза. Защищает Вадика Птаха, который пользуется своей физической силой. Федька и Тишкин мирятся с той несправедливостью, которая существует в обществе, и приспосабливаются к создавшимся условиям.


Представителем зла можно назвать и тетю Надю, у которой живет рассказчик. Она со своими детьми ворует те продукты, которые привозят повествователю. Одиннадцатилетний мальчик, вынужденный жить вдалеке от матери, не имеет возможности самостоятельно прокормить себя, а семья тети Нади отбирает у него последнее.

Доброй можно назвать мать рассказчика, которая отдает самое последнее, чтобы ее сын получил образование, чтобы он не нуждался в продуктах пропитания.

Представителем добра становится и сам рассказчик, который вспоминает события своего детства. Доброта и забота Лидии Михайловны навсегда остались в памяти повествователя, он не понаслышке знал, что такое добро, и совершал поступки в соответствии с ним.

Демонстрируя противостояние добрых и злых начал, В.Г. Распутин показывает, что зло всегда будет существовать в мире, но оно никогда не сможет одержать победу над добром. Пока будут существовать такие люди, как Лидия Михайловна, будет существовать и добро.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Птахи в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Тишкина в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Какие уроки получил главный герой рассказа Распутина «Уроки французского»?
  • Какую роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? (по рассказу Распутина «Уроки французского»)