Довлатов как культурный герой (по сборнику рассказов «Чемодан»)


Главным героем сборника рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» является Сергей Довлатов. Он является не только действующим лицом, но и повествователем, который рассказывает истории из собственной жизни, когда разбирает свой чемодан, взятый при эмиграции из СССР.

Сергей Довлатов является человеком образованным, творческим, он принадлежит к сфере культуры.

Уже в самом первом рассказе – «Креповые финские носки» – Сергей Довлатов рассказывает историю из жизни, когда он был «студентом Ленинградского университета». Рассуждает о своей деятельности главный герой так: «Существуют в мире точные науки. А значит, существуют и неточные. Среди неточных, я думаю, первое место занимает филология. Так я превратился в студента филфака».

Принадлежность к миру творчества подчеркивается и в рассказе «Куртка Фернана Леже». Сравнивая себя и друга Андрюшу Черкасова, Сергей Довлатов отмечал: «Он любил математику. Я предпочитал менее точные науки».

В рассказе «Креповые финские носки», когда главный герой рассказывал о том, что же было после ситуации, олицетворением которой стали финские носки, Сергей Довлатов признается, что в одно время он «начал делать робкие литературные попытки».


Во втором рассказе – «Номенклатурные ботинки» – Сергей Довлатов говорит о том, что он устроился в Комбинат декоративно-прикладного искусства, став учеником камнереза. Сергей Довлатов хотел «утвердиться на поприще монументальной скульптуры».

В третьем рассказе – «Приличный двубортный костюм» – главный герой работал в редакции газеты. Сергей Довлатов рассказывал о том, как хотел написать статью об Евгении Эдуардовиче Холидее, однако из-за фамилии данного умельца материал главного героя не пропустили. Данная ситуация подчеркивает, что Сергей Довлатов – действительно творческий человек, который раскрывал в своих работах собственную душу, в отличие от других журналистов, которые писали материал в соответствии с государственными негласными законами и правилами, запрещающими публиковать то, что было не нужно государству.

Работником редакции Сергей Довлатов является и в рассказах «Зимняя шапка» и «Шоферовские перчатки».

В рассказе «Куртка Фернана Леже» из диалога встретившихся Сергея Довлатова и Нины Черкасовой (вопрос Нины Черкасовой «Говорят, ты стал писателем?») читатель узнает о том, что главный герой связан с писательской деятельностью, что еще более подчеркивает его принадлежность к сфере культуры. Сергей Довлатов говорил о том, что, сидя в библиотеке с Ниной Черкасовой, они обсуждали литературу, поэтов и писателей, а также живопись.

В рассказе «Поплиновая рубашка» показан диалог между Сергеем Довлатовым и Еленой Борисовной, его будущей женой. Они обсуждали Солженицына, Достоевского, Гладилина, Шукшина, Ахмадулину. Это вновь подчеркивает заинтересованность главного героя литературой. То, что Довлатов со своей спутницей отправились в Дом литераторов, где главный герой хотел показать Елене Борисовне, что он «многообещающий литератор», вновь говорит о принадлежности Сергея Довлатова к писательскому миру.

То, что главный герой сборника рассказов «Чемодан» не выдержал советскую действительность и эмигрировал, демонстрирует трагичность судеб образованных, культурных и по-настоящему творческих людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ автора в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Образ гражданина в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Русская интеллигенция в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Эпоха застоя в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»