Дружба в жизни Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)


Важным в раскрытии центрального персонажа написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» является отношение Печорина к дружбе.

В романе есть три образа, которые позволяют увидеть отношение Печорина к дружбе: Грушницкий, Максим Максимыч и доктор Вернер.

Встретившись в Пятигорске с Грушницким, Печорин вел себя по отношению к нему весьма дружелюбно, однако на самом деле Печорин, видя порочность Грушницкого, понимал, что они «когда-нибудь столкнуться на узкой дороге». М.Ю. Лермонтов показывает, что долгое время за внешне приятельскими отношениями скрывается враждебность Печорина и Грушницкого по отношению друг к другу.

Находясь на службе в крепости, Печорин находился в довольно доверительных отношениях с Максимом Максимычем. На то, что герои находились в близких отношениях, указывает то, что Максим Максимыч после пятилетней разлуки с Печориным все равно считает его «закадычным другом». Однако Печорин не считает Максима Максимыча другом ни после пятилетней разлуки, ни во времена службы в крепости. Читатель понимает, что Печорин общается с Максимом Максимычем из необходимости и от скуки. Это становится одной из причин, по которым Печорин холодно встречает по дороге в Персию Максима Максимыча, которого он другом никогда и не считал.


После того как Печорин и доктор Вернер друг друга «отличили в толпе», они были близки, беседовали на весьма философские темы, однако так и не стали друзьями. Сам главный герой объясняет это тем, что он не имеет способности дружить; он выражает уверенность в том, что «из двух друзей всегда один раб другого». Автор показывает, что оба персонажа, которых отличал эгоизм и нежелание брать ответственность за другого человека, не видели в дружбе необходимости, они отлично справлялись и без дружеских отношений, неравнодушно относясь лишь к самим себе.

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что дружба в жизни Печорина просто невозможна. Печорину не нужна была дружба, он не хотел жертвовать чем-то ради другого человека, что предполагает настоящая дружба. Центральный персонаж считал дружбу «трудом утомительным». Печорин понимал, что дружба предполагает ответственность перед другим человеком, он расценивал ее как несвободу. Он не мог согласиться на дружбу, поскольку ценил свою свободу.

В главах «Княжна Мери» и «Бэла» показано, что главный герой был неравнодушен только к собственному существованию, а в главе «Максим Максимыч» показано, что Печорин был равнодушен даже к собственному существованию, что уж говорить о других людях. Если Печорин не смог обрести друга в лице доктора Вернера или Максима Максимыча, с которыми он был весьма близок, то о возможности дружить говорить вовсе не стоит.

М.Ю. Лермонтов подчеркивает одиночество Печорина, который является «лишним человеком». Дружить не умеет сам Печорин, окружающие его люди тоже не способны к дружбе с ним. После дуэли Печорин чувствовал, что ему необходимо «излить свои мысли в дружеском разговоре». Однако сам Печорин задается вопросом: «Но с кем?». Печорин понимает, что дружить ему не с кем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»
  • Загадки образа Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Журнал Печорина как средство самораскрытия характера главного героя (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • «Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе