Духовная эволюция Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»


В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образы центральных персонажей меняются на протяжении повествования.

Читатель знакомится с Татьяной Лариной, когда она живет в деревне. Это тихая и молчаливая девушка, которую автор сравнивает с боязливой ланью. Татьяна постоянно находится в уединении и тишине, она «дика» и «печальна». Героиня не была похожа на представителей дворянства, даже в собственной семье она казалась чужим человеком. Татьяна находила наслаждение в своем одиночестве, находясь в «уединенном уголке».

Когда Татьяна Ларина влюбляется в Евгения Онегина, она раскрывает силу своего характера. А.С. Пушкин показывает, что это не смиренная, а сильная духом девушка, которая готова бороться за собственное счастье. Она пишет возлюбленному письмо, в котором признается в своих чувствах. Любовь к Онегину становится первым шагом духовной эволюции героини. Девушка показывает свои жизненные ценности, стремления к обретению любви и семьи.

Но в этот же период Татьяну Ларину характеризует ее наивность и детское восприятие мира. Она видит мир и сравнивает его с миром, который описан в романах. Татьяна подается романтическим влияниям и отдается своим мечтам о счастливой любви. Здесь героиня еще не задумывается над тем, что ее стремления во многом не совпадут с реальной жизнью. Когда Евгений Онегин наставлениями отказывает Лариной в чувствах, она не озлобилась ни на возлюбленного, ни на себя, ни на весь мир. Она продолжала жить, надеясь на взаимную любовь. И только после Татьяна поняла, что жизнь сложна, что не всем ее мечтам суждено сбыться.


Когда Татьяна Ларина оказывается в Москве на ярмарке невест, она все еще является прежней Татьяной. Она все также не признает светского общества, не понимает разговоров между представителями дворянства и чувствует себя лучше в уединении. Однако в «московской» Татьяне уже наблюдаются перемены. Она не противится порывам матери отдать ее замуж и соглашается уехать с ней в Москву, хотя и не хочет этого. Это говорит о том, что Татьяна уже понимает, что ей предназначена судьба типичной дворянской девушки, которую выдадут замуж за нелюбимого человека. Такой же судьбой обладала и мать Татьяны, поэтому героиня не видела смысла сопротивляться этому.

Следующая ступень духовной эволюции наблюдается уже в Петербурге, где Татьяна оказывается после свадьбы с генералом. Здесь героиня надевает маску «равнодушной княгини», «неприступной богини». Автор отмечает, что Татьяна «твердо в роль свою вошла», что от прежней Татьяны не видно и следа.

Увидев Онегина, Татьяна даже вида не подала, что ее смутила их встреча. Героиня была действительно поражена тем, что она увидела своего возлюбленного, но она этого не показала. Автор говорит о том, что у Татьяны даже бровь не шевельнулась, что говорит о том, что героиня отлично держала на себе маску светской женщины.

Однако холодность и равнодушие Татьяны – всего лишь маска. В душе она осталась все той же нежной, странной Татьяной, которой чуждо общество, которой интересна деревенская жизнь. Но разница между Татьяной в начале произведения и в его финале огромна: теперь она знает, что такое жизнь не по книгам, а по собственному опыту.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Трагична ли судьба Татьяны? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • «Я так люблю Татьяну милую мою…» (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Отражение черт характера в письмах Татьяны (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Татьяна Ларина в Москве (анализ эпизода романа Пушкина «Евгений Онегин»)