«Дума» - сравнительный анализ стихотворений Лермонтова и Некрасова


В творчестве М. Лермонтова и Н. Некрасова общественные мотивы занимают почетное место. Поэты изливали свои переживания о судьбе народа на бумаге. В их стихах не только сочувствие к людям, ощущающим все тяготы жизни, но и ирония, сарказм. В творчестве обеих авторов есть стихотворения «Дума». Общее в этих стихах только название.

Н. Некрасов родился в семье богатого помещика. Нрав у отца был крутой, поэтому Николай в детстве и юности каждый день наблюдал, как отец издевается над крестьянами и членами своей семьи. Ужасные воспоминания стали основой для стихов соответственной тематики, к ним относится и «Дума», написанная в 1861 году.

Центральный образ произведения – лирический герой. Это парень, который живет в городе. Мещанское бытие не радует его, ведь «выгнать некуда коровушку», а «дюжая сила» тратится задаром. Парень не знает, куда себя девать, ведь работу найти не может, а живет бедно. Он с грустью рассказывает, как у некого Семипалова люди живут в достатке, едят на праздники жирную баранину.

Он не посягает на сытую жизнь, которая достается без труда. Молодой человек готов выполнять самую трудную работу: «повели ты в зиму лютую, вырубать леса дремучие – только треск стоял бы до неба…». Описывая тяжелую работу, герой ни разу не упоминает об усталости или ее невыполнимости, наоборот, он полон энтузиазма и энергии.


«Дума» М. Лермонтова была создана в 1838 году. В объемном стихотворении поэт оценивает свое поколение, анализирует его поступки, а также критикует, приправляя все это сатирой. Настроение стиха элегийное, что контрастирует с его содержанием.

Уже в первых строках лирический герой заявляет: «Печально я гляжу на наше поколенье!». Он берет на себя ответственность пророчить современникам пустое или темное будущее. Он не останавливается на пустых фразах, пытаясь проанализировать проблему. Причиной бесполезного бытия своего поколения герой считает бездействие, неумение использовать в свое благо ошибки и ум отцов.

Лирический герой осуждает современников за то, что те «иссушили ум наукою бесплодной», таили от близких людей надежды и благородные порывы. Он считает, что души людей насколько зачерствели и охладели, что не могут ощущать «создания искусства». Им не интересно ничего, а потому люди спешат «к горбу», насмехаясь над своим прошлым.

Художественное оформление произведений разное. Лермонтов создает более сложные метафоры, эпитеты, что продиктовано содержанием. У Некрасова же художественные средства такие же простые, как главный герой. Стихотворение Лермонтова написано ямбической строкой, Некрасова – хореической.

Композиционно произведения также разные: Некрасовское состоит из объемных куплетов, относительно самостоятельных по смыслу, Лермонтова разделено на незатейливые катрены, которые продолжают друг друга.

Несмотря на все отличия, между стихами можно найти взаимосвязь. Возможно, беды паренька из стиха Н. Некрасова от того, что он не обращает внимание на «ошибки своих отцов», продолжаю гнуть спину на хозяев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Вечер» - сравнительный анализ стихотворений Бунина и Фета
  • «Silentium!» - сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама
  • Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Она сидела на полу» и Некрасова «Горящие письма»
  • Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Фета «Сияла ночь»