Два пути, два выбора Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» особое внимание уделяется выбору центрального персонажа 1-ой части Чарткова.

Купив зловещий портрет старого ростовщика, Чартков находит 1000 червонных. Молодой художник оказывается перед выбором дальнейшего жизненного и творческого пути.

Первые мысли Чарткова следующие: «<…> могу запереться в комнату, работать». Чартков думал так: «И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником».

Однако тут же в мыслях Чарткова появляется и другой путь. Он понимал, что та огромная сумма, которая появилась у него, может помочь ему обрести все то, «на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки». Чартков думал о том, что теперь он может «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее».

Н.В. Гоголь показывает, что Чартков оказался перед выбором: стать истинным художником, который создает истинные произведения искусства, или стать «модным живописцем», который создает заказные работы. В повести выражается мысль о том, что истинный художник не может развивать талант в условиях светского образа жизни.


Первый путь олицетворяет развитие таланта, второй же путь олицетворяет растрачивание таланта. Когда Чартков оказался перед выбором, он не понял этой истины. «Двадцать два года и горячая юность» способствовали тому, что Чартков выбрал второй путь. Найденные деньги он тут же отправился тратить на одежду, на прическу, на хорошую квартиру. Н.В. Гоголь показывает, что голос, раздававшийся «извнутри», был «слышнее и звонче» рассудка.

Выбрав второй путь, Чартков начал духовную и творческую деградацию. Власть денег и славы не позволила молодому художнику сохранить свой талант, он растратил его, поскольку писал однотипные «портретики», относясь к своей работе как к способу быстрого обогащения.

Если бы Чартков выбрал первый возможный путь, он бы не изменил самому себе, наоборот, он бы смог оставаться самим собой и быть верным своим принципам. Но Чартков выбрал второй возможный путь, что стало причиной происходящих отрицательных внутренних изменений: Чартков становился завистливым, жестоким и эгоистичным. Н.В. Гоголь метафорично показывает, что первый путь – это добро, а второй путь – это зло.

Долгое время Чартков не замечал, что его дарование угасло, однако лицезрение созданной его прежним товарищем картины стало причиной того, что «вся жизнь его была разбужена», что «с очей его вдруг слетела повязка». Поняв, что он погубил свой талант, Чартков вновь оказался перед выбором: вернуться к прежнему образу жизни, вновь обрести собственное «я» или продолжить жить той жизнью, к которой он пришел. Чартков сделал попытку создать прекрасное произведение искусства, но у него ничего не получилось, поэтому он выбрал второй путь, не понимая, что для того, чтобы вернуть и увеличить талант, нужно долго и упорно работать. Вновь выбравшим путь зла Чартковым «овладела ужасная зависть», имея «адское намерение», он стал скупать лучшие работы художников и уничтожать их.

Показывая то, какой путь выбрал Чартков, Н.В. Гоголь высказывает мысль о том, что стремление к обретению денег и славы не может привести к развитию таланту, оно может привести только к уничтожению всего искусства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Место повести Гоголя «Портрет» в цикле «Петербургские повести»
  • Светлое и дьявольское начало в жизни художника Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Проблематика повести Гоголя «Портрет»
  • История создания повести Гоголя «Портрет»