Фантастическое и реальное в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Повесть Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» представляет собой поистине оригинальное произведение. На первый взгляд, композиция довольно проста: содержание преподносится в виде обычных дневниковых записей. Однако при детальном изучении становится очевиден более глубокий замысел писателя, где реальное и фантастическое переплетены в художественной канве текста.

«Записки сумасшедшего» написаны в стиле реализма и имеют реальный сюжет, отличающийся правдоподобностью. Некий Поприщин, занимающий едва ли не самую низкую должность очинщика перьев, влюбляется в дочку директора департамента, Софи. Он искренне убежден, что мог бы составить ей неплохую партию, ведь он регулярно почитывает «Северную пчелу», иногда посещает театр и постоянно размышляет о жизни. «Наверняка, я еще добьюсь своих высот, просто пока случай удобный не представился», – примерно такие мысли посещают влюбленного служащего.

Наивность этого человека очевидна, но не вызывает удивления, поскольку некоторая недалекость ума при его уровне развития даже простительна. Здесь Н.В. Гоголь показывает типичную картину социального неравенства, в условиях которого сформировались свои неписаные законы. Дочери директора следует влюбляться в человека статусом не ниже, чем камер-юнкер, а очинщику перьев полагается выбросить из головы всякий вздор и заняться своими прямыми обязанностями.


Совершенно реальными и предсказуемыми выглядят насмешки и издевка окружающих над несчастным Поприщиным: одних просто забавит такая несуразная ситуация, других она раздражает, поскольку он почему-то возомнил, что может породниться с человеком более высокого сословия. Все это нередко происходит и в условиях современности, когда человек, питающий слишком завышенные претензии, ставится предметом травли.

Н.В. Гоголь был не только талантливым писателем-реалистом, но и блестящим фантастом. И в этом произведении он остался верен своему стилю. На более тонком плане в «Записках сумасшедшего» четко прослеживаются фантастические мотивы. Так, например, перед читателем возникает образ Петербурга – города-гиганта, способного управлять судьбами людей. В случае с Поприщиным, Петербург обходится весьма беспощадно: он сводит его с ума, не давая никакого шанса выбраться на свободу. Несчастный влюбленный тонет в пучине своих размышлений, ему начинает казаться, что он понимает язык собак. Гоголь опять-таки оставляет читателю возможность самому интерпретировать текст, поскольку не совсем понятно, говорили ли собаки на самом деле, или это был бред влюбленного сумасшедшего.

Таким образом, в произведении «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголь проявил себя не только как реалист, но и как фантаст одновременно. Он сумел воплотить реальное и фантастическое без ухода в откровенную фантасмагорию. Реален здесь сам сюжет, жизненные коллизии героев, а фантастическое призвано лишь оттенить образы и сделать текст интереснее и насыщеннее по колориту.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Поэтика повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Психологический портрет Поприщина (по повести Гоголя «Записки сумасшедшего»)
  • Актуальность повести Гоголя «Записки сумасшедшего» в наши дни
  • Отзыв о повести Гоголя «Записки сумасшедшего»