Фантастическое и реальное в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»


В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» слились воедино фантастическое и реальное.

Так как произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина по жанру является сказкой, в нем наблюдается множество фантастических элементов.

То, что крестьяне исчезают по молитве, является примером фантастического. Описывается, как поднялся мякинный вихрь, с помощью которого исчезли с земель глупого помещика мужики. Словно чудо, крестьяне исчезают с помещичьих земель и таким же чудесным образом появляются обратно в финале произведения.

Фантастическим является и место действия: имение помещика находится «в некотором царстве, в некотором государстве». Место действия является отличительной черты сказочного повествования, которое отличается своим фантастическим началом.

М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует постепенное одичание глупого помещика. Сначала он не умывается, не убирается в собственном доме и питается лишь пряниками и леденцами; затем он перестает разговаривать, передвигается на четвереньках, охотится на животных и питается ими, заводит дружбу с медведем. С помощью фантастического элемента одичания глупого помещика автор сказки демонстрирует, в кого превращается помещик, существуя без крестьян.


Фантастическим является и то, что медведь способен разговаривать. Автор показывает, что даже медведь умнее глупого помещика. Если медведь умеет разговаривать на человеческом языке, то глупый помещик, одичав, разучился разговаривать. Автор показывает, что глупый помещик, думающий, что будет лучше жить без крестьян, глупее медведя.

Несмотря на фантастические элементы, которые определяют сюжет всего произведения, в сказке можно найти много реального.

М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует приметы современной ему действительности. Помещик играет в гранпасьянс. Генералы приезжают к помещику, чтобы поиграть в пульку, а затем плотно отобедать. Особое внимание уделяется театру (глупый помещик зовет к себе в гости актера Садовникова и актерок). Главный герой читает газету «Весть». В повествовании упоминаются Чебоксары и Варнавино. Все это отображает реальную действительность.

М.Е. Салтыков-Щедрин затрагивает общественно-политические отношения современного ему общества. Капитан-исправник покровительствует помещикам. Глупый помещик, презрительно относившийся к крестьянам, мучает их различными штрафами, всячески притесняет их крошечные свободы. Капитан-исправник заботится о том, чтобы крестьяне выплачивали подать и повинности, чтобы крестьяне производили продукты питания, которые поставлялись бы на продажу на базар. М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует крайне бедственное положение крестьян, которые обязаны и круглосуточно трудиться, и платить в государственную казну. Писатель демонстрирует традиционные отношения между крестьянами и помещиками, между крестьянами и государством того времени.

Такой фантастический элемент, как физическое одичание глупого помещика, тесно связано с нравственным одичанием главного героя, которое даже предшествует физическому одичанию. Нравственное одичание – пример не фантастического, а реального. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что помещики думали, что им все дозволено, что помещики были уверены в том, что они справятся и без крестьян.

Таким образом, в сказке «Дикий помещик» тесно переплетаются, не противореча друг другу, элементы фантастического и реального.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем смысл названия сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»?
  • В чем актуальность сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»?
  • «Знаете ли вы, чем это пахнет?» (по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»)
  • Проблематика сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»