Фольклорная основа пьесы Островского «Снегурочка»


Фольклор – богатая народная сокровищница, хранящая обряды, традиции песни, предания, сказки и другое наследие предков. Многие писатели обращались к фольклорным источникам. Не исключение и А.Н. Островский. В 1873 г. Он написал пьесу «Снегурочка», заимствовав сюжет русской народной сказки. Исследователи творчества драматурга утверждают, что сказку он прочитал во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». Кроме того, Александр Николаевич обращался и к другим источникам: книгам, трудам, наконец, к современным ему реалиям жизни русского народа». Он часто путешествовал по разным уголкам Родины, имел возможность наблюдать за календарными и семейно-бытовыми обрядами. Всё это нашло место в пьесе «Снегурочка».

В центре произведения царство царя Берендея. Это не выдумка Островского. Предания свидетельствуют о том, что оно существовало под старинным городом Переяславль-Залесском. Теперь на месте этого царства Берендеево болото и село Берендеево. Самого царя Берендея в истории не было, но такой персонаж неоднократно встречается в народном творчестве. А.Н. Островский дополнил этот образ, показал Берендея как мудрого правителя. Его царство кажется сказочным. Стоит отметить, что пьесу «Снегурочка» драматург назвал «весенняя сказка». Корни жанра сказки фольклорные.

Снегурочка – главная героиня произведения. Без сомнений, этот образ тоже заимствован из устного народного творчества. Правда, чаще всего Снегурочка – девочка, вылепленная из снега бездетными стариками. Этот сюжет, кажется, банальным. В пьесе Снегурочка – дочка Деда-Мороза и Весны-Красны, которую селят в бедную семью на слободку. Девушка гибнет не от солнца и тепла (такая развязка более распространена в фольклоре), а от любви.


Привлекают внимание действующие лица, заимствованные из славянской мифологии: Ярила, Лель, Купава. Ярило – бог солнца и тепла. А. Н. Островский показывает его как врага Деда Мороза. Они не вступают в борьбу непосредственно, но Мороз узнает, что Ярила грозится погубить его дочку. Лель – славянское божество любви. В пьесе это симпатичный парень, к которому неравнодушны девушки и даже замужние женщины. Купава – богиня Купала, лета. Неоднократно в пьесе упоминаются лешие. Они живут в лесу, служат Деду Морозу и Весне-Красне, оберегают Снегурочку.

Воспроизведены в пьесе и некоторые календарные и свадебные обряды. Например, в прологе драматург изображает масленицу, правда, чучело берендеи не сжигают, ведь оно – олицетворение зимы, которая сама умирает и оживает. Царь Берендей наблюдает за тем, как его народ гуляет на празднике Купала. Узнаем также, что берендеи чтят Ярила, поэтому затевают гуляния в его честь. Когда Мизгирь приезжает знакомиться со слободскими ребятами, он выкупает Купаву. Это один из распространенных свадебных обрядов. Жертвоприношение Яриле, за которым наблюдаем в последнем действии, тоже имеет фольклорные корни.

Неоднократно в пьесе используются песни. Есть среди них и авторские, и народные. Песня хора птиц из пролога заимствована из народного песенного творчества. Лель исполняет песни «Земляничка-ягодка», «Как по лесу лес шумит», «Туча с громом сговаривались». Все они есть в песенниках разных годов. Некоторые песни автор перефразировал.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему любовь Снегурочки и Мизгиря была обречена? (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • Берендеево царство в пьесе Островского «Снегурочка»
  • Почему погибает Снегурочка? (по пьесе Островского «Снегурочка»)
  • Кто виноват в гибели Снегурочки? (по пьесе Островского «Снегурочка»)