Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»


Фольклорные элементы в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» были замечены давно. Некоторые исследователи говорят, что основой для ее написания стали народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». На самом деле «Конёк-Горбунок» – самостоятельное литературное произведение, в котором отразились народные взгляды, обычаи, верования.

Фольклорные особенности можно проследить на разных уровнях сказки: сюжете, системе образов, стилистике. В сокровищнице народного творчества есть множество сказок, легенд, в которых действуют три брата. Они отличаются по уму, представляя такую себе лесенку: старший брат – самый умный, средний – ни умен, ни глуп, младший – дурак. Младший братец благодаря простоте нрава обычно получает подарок судьбы, который старшие пытаются отобрать обманом. Такие образы есть и в произведении Ершова.

Конёк-горбунок является мудрым проводником и наставником Ивана-дурака. Проводник-наставник, которого получает настойчивый или добрый герой тоже характерен для русского устного народного творчества. В народной культуре небесные светила считались божествами, что восходит еще к язычеству. В «Коньке-горбунке» это родственники Царь-девицы. Они, как и полагается, живут на небе, наблюдая за тем, что происходит внизу. Огромную рыбу, которая глотает людей, корабли, прекрасных жар-птиц тоже можно встретить в фольклоре. П. Ершов несколько раз упоминает героев былин и сказок: Еруслана (богатырь), Сивку-бурку. С первым сравнивается Иванушка, что делает образ дурака еще комичнее.


Сюжет сказки П. Ершова тоже построен по фольклорной традиции. Сначала младшему сыну достается огромное богатство – прекрасные кони. Они и стают причиной дальнейших приключений Ивана. Задания для дурака построены по принципу от легкого до сложного. Сначала главный герой должен поймать жар-птицу, потом – прекрасную царевну, в конце – обыскать океан, чтобы привезти красавице перстень. Как и полагается, конец у сказки счастливый: все испытания пройдены, добро побеждает зло.

Читая сказку, несложно заметить присутствие в ней числа «три»: произведение состоит из трех частей, у крестьянина было три сына, лошадь приводит троих жеребьят, Иван получает три задания, купается в трех котлах. Это число издавна считается магическим не только в русской, но и в мировой культуре. Оно считается оберегом, символом единства у христиан.

В фольклорном духе выдержана и стилистика произведения. В каждой части сказки автор встречает читателя пословицей. Начинается «Конёк-горбунок» традиционным для фольклора указанием на место событий: «За горами, за лесами, за широкими морями». Вторая и третья части начинаются шуточными присказками, которые призваны заинтриговать читателя. В них вспоминаются образы или сюжеты, взятые из фольклора.

Часто автор использует и фольклорные художественные средства, например, в тексте встречаются традиционные эпитеты «грива золотая», «месяц ясный». Речь персонажей оживляется фразеологизмами народного происхождения: как в масле сыр катался, не клепли, постучали ендовой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана в сказке Ершова «Конек-Горбунок»
  • Образ царя в сказке Ершова «Конек-Горбунок»
  • Образ Конька-Горбунка в сказке Ершова «Конек-Горбунок»
  • Чему учит сказка Ершова «Конек-Горбунок»?