«Фонтан» - сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Фета


Ф. Тютчев написал стихотворение «Фонтан» в 1939 году. Этот период творчества поэт посвятил романтическим порывам и новой интерпретации их. Спустя полвека А. Фет создал одноименный стих «Фонтан». Оба стихотворения выходят за рамки пейзажной лирики, ведь авторы вплетают в них философские мотивы.

В произведении А. Фета создается образ лирического «мы». При помощи этого приема поэт выражает слияние лирического героя и ночи: «ночь и я, мы оба дышим…». Они зачарованы не только летней ночью (на время года указывает метафора «цветом липы воздух пьян»), но и безмолвной песней фонтана.

Во втором куплете лирический герой концентрирует внимание на своем душевном и физическом состоянии: «Я, и кровь, и мысль, и тело – мы послушные рабы». Таким образом, появляется новое лирическое «мы». Кажется, что оно находится под гипнозом. А. Фет плавно переходит к философской проблеме судьбы. Он считает, что человек действует только под ее давлением.

Лирический герой погружается в раздумья, его мысли мелькают одна за оной, заставляя сердце учащенно биться. Вдруг, к нему приходит осознание, что скоро придет рассвет, сердце снова восстановит нормальный ритм, но в водоеме останется след героя – его луч.


В «Фонтане» Ф. Тютчева лирическое «я» любуется «живым облаком» фонтана. Герой удивляется, как струи воды пламенеют и дробятся, оставляя лишь «влажный дым». Первая строфа полностью посвящена ассоциативному описанию водоема.

Во втором двустишии поэт добавляет пейзажному стиху философского звучания. Он говорит о «смертных мыслях», называя их «водометом неистощимым». Эти фразы наталкивают на раздумья над вечностью человеческого рода, который находит продолжение в памяти людей, их мыслях обо всем на свете.

Третий куплет начинается с риторического вопроса, причем не понятно, кому он адресован – фонтану или «смертной мысли». Автор пытается проникнуть в сущность явления, но ответ не находит, поэтому остается лишь восторгаться: Как жадно к небу рвешься ты!». Последние строки, отображающие движение «вверх-вниз» намекает на цикличность земной жизни.

Неповторимые образы фонтанов, а также глубокие образы лирических героев А. Фет и Ф. Тютчев создали при помощи художественных средств. Главную роль в произведениях играют метафоры, в том числе и олицетворения: «напевает нам фонтан», «все возносимся мы смело под давлением судьбы», «мысль несется» (А. Фет); «ниспасть на землю осужден» (о фонтане), «водомет неистощимый». Эпитеты и сравнения дополняют созданную картинку звуками, цветами, чувствами. В стихотворении Ф. Тютчева привлекает внимание индивидуально-авторский эпитет «огнецветная», с помощью которого лаконично передается прелесть мощных водных потоков.

Композиция стихов продиктована содержанием: каждая строфа выражает относительно законченную мысль. В стихотворении А. Фета куплеты с одинаковым количеством строк, а у Тютчева с разным. Фетовский «Фонтан написан» четырехстопным ямбом, Тютчевский – четырехстопным хореем, поэтому стихи разные по темпу и настроению.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Памятник» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина
  • «Пророк» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
  • «Узник» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
  • «Аленушка» - сравнительный анализ стихотворений Кедрина и Прокофьева