Герои сказки «Царевна-лягушка»


Система образов в литературном произведении подразумевает под собой ряд главных и второстепенных героев, их взаимодействия друг с другом в сюжете и роль в раскрытии основной идеи автора.

В эпических произведениях русского фольклора точное авторство не определено, поэтому принято считать, что они созданы народом. Однако это отнюдь не исключает того факта, что сказка является полноценным литературным произведением, как тот же роман или повесть писателя-классика.

Литературный анализ сказок порой не уступает им по сложности, если не «обгоняет» за счёт обилия образов-символов и иных иносказательных смыслов. Герои же здесь являются полноценной взаимосвязанной системой. Рассмотрим это подробнее на примере сказки «Царевна-лягушка». Какие герои здесь являются главными, а какие - второстепенными? Составим их краткую характеристику.

Василиса Премудра и Иван-царевич являются ключевыми фигурами в тексте. Именно вокруг них строится сюжет, и их поступки влияют на дальнейший исход событий в произведении.

Василиса Премудрая. Она же - Царевна-лягушка. Сама фамилия уже указывает на главную, присущую ей особенность - пылкий ум. Точный возраст героини не известен, в произведении нередко упоминается о том, что она юная и красивая, только есть одно «но»: завистливый отец - Кощей Бессмертный наложил на дочь злые чары, и по его велению, она на протяжении трёх лет должна была проходить в образе лягушки. Такой её и повстречал Иван-царевич. Рано расстроившись, герой не осознавал, что, на самом деле, ему повезло больше, чем старшим братьям. Их невесты были обыкновенными и не обладали такими магическими способностями, как Царевна-лягушка. Без труда она печёт хлеб, шьёт рубашку, ткёт ковёр для свёкра. А на пиру наконец-то появляется в образе прекрасной девушки, какой муж её ранее не видел. Злые чары и испытания не стали для Василисы поводом для отчаяния: она боролась за своё счастье и сумела заработать авторитет и уважение даже в облике лягушки.


Иван-царевич. Является младшим среди троих сыновей старого царя. Довольно противоречивый герой: с одной стороны, принимает судьбу, которая свела его с Царевной-лягушкой, не решается ослушаться веления отца, а с другой - ему не удается до конца принять жену, он боится общественного осуждения и стесняется её, несмотря на то, что она в действительности хорошая хозяйка и рукодельница. По-настоящему влюбляется в неё он только на пиру, поэтому торопится спалить лягушачью кожу, боясь, что Василиса потеряет свою красоту, за что и получает наказание от судьбы. Ему предстояло спасти её от Кощея любой ценой. Однако герой осознает свою ошибку и спасает возлюбленную, за что в награду получает счастливую семейную жизнь.

Теперь вкратце рассмотрим второстепенных персонажей. Какую роль они сыграли в сюжете?

Старичок. Иван-царевич встречается с ним по дороге к замку Кощея Бессмертного, куда была заточена его похищенная жена. Старичок рассказывает попутчику историю Василисы и даёт главному герою волшебный клубок, который должен был направить его на верный путь к дому злодея. Данный персонаж действительно обладает добрым сердцем и открытой душой: он с лёгкостью решается помочь незнакомому человеку. Если бы не старичок, Иван мог бы и не спасти возлюбленную.

Баба-Яга. Ещё один второстепенный персонаж. В сказке «Царевна-лягушка» она не становится прямым источником воплощения зла, при это связана с потусторонними силами и обладает соответствующими знаниями о них. Именно Баба-Яга помогает Ивану-царевичу прикоснуться к истине, понять, как победить нечистую силу в виде Кощея. Ведь справиться с ним не так просто: его смерть находилась на конце иглы, помещённой в яйцо. Эти знания помогают Ивану победить зло и спасти жену.

Любой герой неслучайно появляется в сюжете. Каждый из них выполняет свою функцию: кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Убедиться в этом можно на примере сказки «Царевна-лягушка».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Сватовство царевичей» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)
  • «Выпечка хлеба за одну ночь» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)
  • «Тканьё ковра за ночь» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)
  • «Присутствие на царском пиру» (анализ эпизода сказки «Царевна-лягушка»)