Герои трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»

«Моцарт и Сальери» (1830) — одна из «маленьких трагедий» А. С. Пушкина. За основу сюжета автор взял журнальные слухи о ранней кончине Моцарта. Легенда об отравлении великого композитора завистливым Сальери, может быть, не имела ничего общего с реальностью, но Пушкин создал великолепное произведение, в котором противопоставлены два разных отношения к искусству, две личности: светлая и тёмная.

Главные герои трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»

Моцарт — композитор, который пишет удивительную музыку легко, по вдохновенью свыше, то есть музыкант гениален. Он не отличается усердием, любит жизнь, удовольствия, веселье. Моцарт добр, открыт, доверчив, не подозревая, какую чёрную зависть вызывает он в душе Сальери, какое раздражение испытывает «друг» от его лёгкости и праздности.

Моцарт делится с Сальери своими переживаниями. Последнее время его беспокоит человек, одетый во всё чёрное, который заказал у композитора Реквием. Перед самой смертью он ведёт задушевную беседу с Сальери, искренне считая его гением и другом своим. В разговоре он высказывает мысль о несовместимости гения и злодейства.

Сальери — композитор, с детства поклоняющийся музыке до самоотреченья. Сначала Сальери освоил в совершенстве ремесло музыканта, потом подверг музыку анализу, и только после этого приступил к творчеству. И он, творя по канонам гармонии, переживал восторг и вдохновенье.

Постепенно герой получил признание, напряжённым трудом он достиг в искусстве определённой высоты. Для этого тоже нужен талант, и Сальери талантлив, но он лишён лёгкости гения. Гордый и ревнивый нрав его не может смириться, что бессмертный гений послан не ему в награду за его самоотверженную любовь и неустанный труд, а Моцарту, которого считает праздным гулякой.

В течение восемнадцати лет Сальери носит при себе яд. Когда-то он уже почувствовал зависть к Гайдну, прекрасному австрийскому композитору, но тогда он справился с искушением, подумав, что может появиться гений, превосходящий Гайдна. Сальери готов был убить и себя, но его удержала надежда на возможные ещё для него восторг и вдохновенье. Моцарта он уже не смог перенести. Оправдывая себя спасением искусства, герой подсыпает ему яд в бокал.

Отравив друга, Сальери вдруг вспоминает недавние слова его о несовместности гениальности и злодейства. Правдивость этой мысли начинает терзать героя.

Второстепенные герои трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»

Чёрный человек — таинственный образ, олицетворяющий предвестие смерти Моцарта. Он заказал композитору Реквием, и тот постоянно чувствует присутствие загадочного человека рядом. Моцарт лишён покоя, перед самой смертью он садится за фортепиано и исполняет Реквием.

Слепой скрипач — уличный музыкант, фальшиво исполняющий произведение Моцарта. Этот персонаж подчёркивает противоположность героев. Сам автор забавляется этим исполнением, он рад, что его музыка популярна в народе. Сальери исходит злобой, оттого что гениальная вещь так искажена, готов прибить старика, гонит его, но Моцарт щедро оплатил труд уличного музыканта.




Еще герои произведений:

  • Герои поэмы Пушкина «Медный всадник»
  • Герои поэмы Гоголя «Мертвые души»
  • Герои поэмы Лермонтова «Мцыри»
  • Герои пьесы Горького «На дне»