«Герой нашего времени» Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе


«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова принято называть первым психологическим романом в русской литературе.

Замысел автора состоял в том, чтобы показать «историю души человеческой». Внутренний мир центрального персонажа Печорина стоит в центре повествования. Для писателя было важно продемонстрировать не столько поступки Печорина, сколько мотивы, в соответствии с которыми Печорин совершал эти поступки. Через внутренний мир «героя времени» М.Ю. Лермонтов хотел показать портрет целого поколения.

Все композиционные особенности направлены на то, чтобы как можно глубже продемонстрировать внутренний мир Печорина. В частях романа раскрываются как положительные, так и отрицательные черты главного героя, что подчеркивает неоднозначность его образа.

Наличие трех рассказчиков, которые сменяют друг друга, помогает посмотреть на Печорина с разных сторон, автор раскрывает образ центрального персонажа через восприятие Максима Максимыча, через восприятие рассказчика-офицера и через самохарактеристику самого Печорина.


Наличие в романе не глав, а отдельных повестей, отличающихся законченным сюжетом и самостоятельной системой образов, помогает увидеть Печорина в разные периоды жизни, когда он находится в разных местах и общается с разными людьми. Раскрыть внутренний мир Печорина помогает и его сопоставление с второстепенными персонажами, анализ взаимоотношений Печорина с ними.

Нарушение хронологической последовательности событий держит вокруг образа Печорина своеобразную интригу, привлекая читательское внимание к внутреннему миру Печорина. Несовпадение сюжета и фабулы помогает также проследить за изменениями, происходящими внутри Печорина. Только прочитав композиционно последнюю главу «Фаталист», закрывающую «Журнал Печорина», можно понять причины нежелания Печорина остаться для беседы с Максимом Максимычем. М.Ю. Лермонтов заставляет читателей постоянно задумываться над тем, почему Печорин совершил тот или иной поступок.

Говоря о смерти своего персонажа почти в начале повествования, М.Ю. Лермонтов снижает интригу относительно действий, подчеркивая тем самым, что главное – не действия и не результат этих действий, а причины, по которым Печорин совершал эти действия и пришел к такому результату.

Психологизм в романе во многом обуславливается наличием «Журнала Печорина». В трех главах повествование ведется от лица самого Печорина, что позволяет читателю посмотреть на ситуации и весь окружающий мир глазами центрального персонажа, увидеть все его чувства, эмоции, переживания и разочарования. «Журнал Печорина» является «наблюдениями ума зрелого над самим собою». Печорин без преувеличений и приуменьшений, ничего не добавляя и не убирая, рассказывает о своей жизни. В дневниковых записях Печорин не только оценивает свои поступки в определенные моменты, но и делится собственными взглядами на такие нравственные и философские категории, как судьба, предназначение, смысл жизни, любовь, дружба, свобода и др.

Все вышеперечисленное является доказательством того, что «Герой нашего времени» действительно является психологическим романом. М.Ю. Лермонтов предугадал дальнейшее развитие русской литературы в данном направлении.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени»
  • Загадки образа Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Дружба в жизни Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Журнал Печорина как средство самораскрытия характера главного героя (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)