Глупов и глуповцы под судом сатиры (по роману Салтыкова–Щедрина «История одного города»)


Написанный М.Е. Салтыковым-Щедриным роман «История одного города» – сатирическое произведение. Под судом сатиры оказывается город Глупов и его жители – глуповцы.

Сатиру можно наблюдать уже в названии города и его жителей. Названия «Глупов» и «глуповцы» подчеркивает отсутствие у всех жителей города ума, подчеркивает ограниченность мышления глуповцев. Причем эта ограниченность и глупость наблюдается у всех глуповцев: и у градоначальников, и у представителей простого народа.

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически описывает всех градоначальников. Некоторым градоначальникам посвящены целые главы, в некоторых из них раскрываются особенности характера отдельного градоначальника, его образ жизни и его градоначальническая деятельность. Все отличительные черты градоначальников подвергаются авторскому осмеянию. Даже те мысли и идеи, которые на самом деле имеют справедливый характер, становятся в действиях градоначальников чем-то неправильным, способствующим несправедливости.


Символичными становятся градоначальник Брудастый, у которого вместо головы органчик, и градоначальник Прыщ, у которого фаршированная голова. Автор-сатирик показывает, что городом Глуповым может управлять кто угодно, даже человек без головы.

Сатирически описывая каждого градоначальника и давая им отличительные характеристики, М.Е. Салтыков-Щедрин все равно приводит читателя к выводу о том, что все градоначальники похожи друг на друга благодаря единым целям и методам действия. Все градоначальники считали, что их главной обязанностью было подчинение народа. В обязанности градоначальников, как они думали, входит сбор недоимок и ограничение глуповцев, чтобы они не могли бунтовать и высказывать противоположные мнения.

Сатире подвергаются и представители народа. Они мирятся со всеми несправедливостями, которые совершают градоначальники. Глуповцы покоряются градоначальникам, какими бы они ни были. Даже тогда, когда глуповцы с чем-то не согласны, они не способны на полноценный бунт. Символичен бунт на коленях, описанный в главе «Войны за просвещение». Глуповцы, даже узнав о том, что ими управляет градоначальник, у которого нет головы, готовы подчиняться ему и его распоряжением (глава «Органчик»).

Уже в самом начале, когда были еще головотяпы, подчеркивается глупость народа. М.Е. Салтыков-Щедрин, общаясь к существующей норманской теории о призвании варяжских князей, показывает, что будущие глуповцы действительно поступили глупо, когда решили поставить в начальники не своего человека, а чужого князя. Писатель сатирически переосмысливает существующую точку зрения о возникновении народа. Сатирик показывает, к чему приводит будущих глуповцев их желание: к законному грабежу, воплощенном в собирании дани и недоимок, к невозможности высказывать собственное мнение, полностью подчиняясь законам и распоряжениям градоначальников, к полному повиновению и подчинению. М.Е. Салтыков-Щедрин с помощью сатиры судит народное долготерпение, покорность и смирение, которые выступают в отрицательном ключе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Двоекурова в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Город Глупов в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Реалистическое и фантастическое в образах градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ финала романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»