Гротеск в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»


Гротеск – любимый прием А.П. Платонова. Не зря исследователи называют творчество писателя «карнавальным гротеском». Упомянутый прием – основа рассказа «Усомнившийся Макар». Андрей Платонович использовал его на разных уровнях произведения.

Чтобы найти и охарактеризовать гротескные элементы, нужно сначала определить суть приема. Он основывается на нарочном чрезмерном преувеличении чего-либо, абсурдности, показе неестественного, странного мира. Для создания гротескных образов авторы переплетают реальное и фантастическое, правдоподобное и неправдоподобное, сочетают неожиданные контрасты.

А. Платонов начинает рассказ «Усомнившийся Макар» с описания традиционной гротесковой пары – дурак-умный. Дураком он выставляет Макара Ганушкина, а умным – Льва Чумового. При этом Ганушкина он называет «нормальным мужиком» с «порожней головой», Чумовой же – «умная голова, только руки пустые».

В ходе развития сюжета оказывается, что и сам Макар – гротескный герой. В этом образе переплетается смешное и трагическое. Макар недалекого ума, но он умеет прощать, пытается отыскать правду. Даже отношение к советской власти у него неоднозначное: «Дома стояли настолько грузные и высокие, что Макар пожалел советскую власть: трудно ей держать в целости такую жилищную снасть». И эти мысли приходят в голову героя после того, как он из-за представителя советской власти вынужден скитаться вдали от дома.


В Москве Макар знакомится с пролетарием Петром. Новый знакомый выступает в роли учителя, посвященного, Макар же – его ученик, невежа. Это противопоставление также гротескное. В мировой литературе немало примеров таких пар: Данте и Вергилий, Иван Бездомный и Берлиоз. Гротескный учитель присматривает за своим учеником-безумцем.

Петр и Макар попадают в РКИ, где им поручают вести дела простых людей. То, как они решают вопросы трудового народа, не соответствует действительности. Герои не знают, что такое бумаги, поэтому все решают просто – в уме. Очень скоро простые люди научились самостоятельно обдумывать свои проблемы.

В произведении также использованы евангельские и библейские аллюзии. Например, Лев Чумовой просит Макара сделать жеребенка. В Библии написано, что Господь сотворил всех животных из земли.

Гротеск проявляется и на уровне языка, художественных средств. Например, он использует нарочитую словесную избыточность: «поехал в середину государства в Москву», «увидели отсутствие людей», «жизнь для дальнейшей лучшей судьбы». Такие нелепые синтаксические конструкции превращают речь героев в детский лепет. Пестреет текст и непривычными, а иногда и странными, эпитетами: «служебно воскликнул», «научный человек», «красная сила ума», «чернорабочие руки».

Также автор смешивает в произведении разные стили. Он перемешивает архаические лексические единицы и новую коммунистическо-бюрократическую: «в дореволюционную бытность бедный класс преклонял свою голову на простую землю...». Официально-деловой стили переплетается с разговорным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Антитеза в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • В чем усомнился Макар? (по рассказу Платонова «Усомнившийся Макар»)
  • Сравнительная характеристика Макара Ганушкина и Льва Чумового
  • История создания рассказа Платонова «Усомнившийся Макар»