Художественные особенности баллады Жуковского «Светлана»


Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» является непревзойденным образцом классического жанра характерного романтического направления. В тексте присутствует ряд индивидуальных художественных особенностей, что позволило привнести исконно-русский, национальный колорит и яркую образность.

Произведение создано в стиле классической баллады: фабульная основа с элементами фантастики, таинственный пафос, наличие характерной композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, моралистический итог). Череда перепетий в судьбе героини, захватывающие повороты судьбы и неожиданно счастливая развязка – характерные особенности баллады «Светлана».

Также в тексте присутствуют средства изобразительной выразительности. Чрезвычайно большое количество эпитетов («крещенский вечерок», «ярый воск», «чистою водой», «серьги изумрудны», «белый плат», «святом налое», «грусти одинокой», «красен свет», «белой пеленою», «умильный взор», «повода шелковы», «кони борзые», «темну даль», «белоснежный голубок»), метафор («мертвом сне», «грозными очами», «робость волнует грудь», «сверчок – вестник полуночи», «трепетным огнем», «страх туманит очи»), олицетворений («двери вихорь отворил»), инверсий, обращений и восклицаний.

Поэт определяет народно-христианский пафос баллады посредством включения старославянизмов: «перси», «очи», «уста», «крилы», «вран», «Творец», «грядущих», «зиждителя», «обеты», «многи леты». Устаревшая, возвышенная лексика, уменьшительно-ласкательные слова, усеченные окончания создают особый ритмический строй баллады, характерную напевность русских народных песен. Текст насыщен фольклорными элементами: в нем упоминается несколько способов русских народных гаданий, примет, фрагмент обрядовой песни.


Включения эпизода, связанного со сном главной героини – еще одна художественная особенность. При этом действия продолжают разворачиваться как будто бы в реальности, а читатель узнает о том, что это был всего лишь сон, только в конце. Это, в свою очередь, делает развязку особенно счастливой, а развитие сюжета наиболее захватывающим и ярким.

Ключевые образы-символы русской культуры помогают сделать сюжет по-настоящему народным: заснеженная дорога, метель, черный ворон, белый голубь, крик петуха, избушка, свечка, сани, светлица воссоздают особое сказочное пространство.

В отличие от классической западно-европейской баллады, Жуковский не использует мрачную, трагическую концовку, а завершает свое произведение в духе русской народной сказки. Все заканчивается благополучно: главная героиня пробуждается от страшного сна и слышит звон колокольчика. Возвращается ее жених и все заканчивается веселым свадебным застольем.

Таким образом, Василий Андреевич Жуковский ввел в жанр русской баллады ряд индивидуальных художественных особенностей, послуживших благотворной почвой для создания новых произведений в этом жанре.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Цветопись и звукопись в балладе Жуковского «Светлана»
  • Романтические особенности баллады Жуковского «Светлана»
  • История написания баллады Жуковского «Светлана»
  • Отзыв о балладе Жуковского «Светлана»