Художественные особенности рассказа Чехова «Ионыч»


Одна из главных особенности произведений А.П. Чехова – лаконизм, но она совсем не мешает автору приправлять тексты художественными средствами. Они служат не только для украшения, но и для раскрытия темы, донесения идеи, характеристики образов. Система троп в рассказе «Ионыч» отличатся разнообразием и богатством, рассмотрим этот аспект произведения детальнее.

В начале рассказа Антон Павлович знакомит читателя с городом С. и семьей Туркиных, для чего активно использует эпитеты: «умные, интересные, приятные семьи», «красивый брюнет»; «худощавая миловидная дама», «тенистый сад». Эпитеты помогают сделать акценты на примечательных чертах персонажей, обстановки их жизни. Частенько автор нанизывает эпитеты, как бусины на нить. Далее писатель использует данное художественное средство в такой же манере. Иногда эпитеты помогают выразить авторскую иронию: «шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки» (впечатление Старцева от игры Котика на рояле).

Метафоры также часто используются Чеховым в данном рассказе: «он должен отдавать свой досуг обществу»; «настоящая весна» (такое определение автор дает возрасту Екатерины Ивановны); «на всей ее фигуре было написано торжество». Метафоры не так щедро рассыпаны по тексту, как эпитеты, но именно они помогают гармонично смешать смешное и трагичное в образах и сюжетах. Особенность Чеховских метафор – предельная краткость – присуща и анализируемому рассказу.


Сравнений в произведении немного, они как бы дополняют созданные Чеховым картины, помогают выразить впечатления автора или героев: «Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад»; «как в осеннюю ночь»; «я такая же пианистка, как мама писательница».

Некоторые фразы, созданные писателем, заслуживают «звания» афоризмов: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа…»; «О, как мало знают те, которые никогда не любили!».

Заметную роль в произведении играет контраст. Он помогает обратить внимание на разницу во внешности и характере героев в начале произведения и в последних главах. Особенностью контраста в этом рассказе является плавный переход от одной характеристики к другой, таким образом, читатель может проследить все ступени душевной деградации героев.

Нельзя оставить без внимания и лексические особенности, ведь именно речь – один из основных инструментов, используемых Чеховым для создания образов. Например, в семье Туркиных часто употребляют уменьшительно-ласкательные слова («Жанчик», «душенька», «Котик»»), а также высокую лексику типа «недурственно». Вера Ивановна показывает свое знание французского, употребляя фразы на этом языке. Ивана Петровича невозможно представить без вежливых обращений «Здравствуйте пожалуйста!»; «Простите пожалуйста!»; «Прощайте пожалуйста».

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» не перенасыщен художественными средствами, но они краткие, многофункциональные, гармонично переплетенные с обыденным сухим рассказом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Чехова «Ионыч»
  • Тема гибели человеческой души в рассказе Чехова «Ионыч»
  • В чем смысл финала рассказа Чехова «Ионыч»?
  • Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу Чехова «Ионыч»)