Идейно-художественные особенности повести Гоголя «Старосветские помещики»


Повесть Николая Васильевича Гоголя «Старосветские помещики» состоит из двух частей. В первой автор характеризует чету Товстогуб и описывает организованный ею быт, уделяя большое внимание дому и заведенному в нем укладу.

Мы видим однообразную жизнь Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, жизнь, в которой не происходит ничего особенного. У старичков же есть только два главных увлечения: они любят принимать гостей и вкусно кушать.

Автор подробно обрисовывает домашнюю обстановку Товстогубов, даже перечисляет картины, развешанные по стенам. Все это необходимо для того, чтобы полностью воссоздать ту обстановку, в которой обитают Товстогубы. Так заботливо созданный руками Пульхерии Ивановны уют Гоголь противопоставляет миру за пределами усадьбы, столичной жизни. Здесь, в барском домике, рассказчик просто отдыхает душой.

А вот во второй части повести перед нами разворачиваются основные события. Пульхерия Ивановна теряет любимую кошечку, ее же возвращение, а потом и новый побег, женщина трактует странным образом: она считает, что это приходила сама смерть. Пульхерия Ивановна начинает угасать, и Афанасию Ивановичу никак не удается вернуть ее к жизни. Старушка умирает, супруг же впадает в настоящее отчаяние. Но финал повести еще более печален: после смерти Афанасия Ивановича поместье приходит в запустение и полностью разорено.


Обратим внимание на некоторые ключевые моменты идейно-художественного своеобразия повести. Так, например, автор совершенно замалчивает события прошлой жизни старичков, мы застаем их уже такими, какие они есть. Только однажды Гоголь обмолвился, что семья Пульхерии Ивановны была против этого брака, и тридцатилетнему секунд-майору Товстогубу пришлось увезти ее тайно. Правда, этот биографический факт не проливает света на взаимоотношения супругов и те события, которые привели их к такой размеренной спокойной и уютной жизни.

Неслучайно писатель указывает возраст старичков. Таким образом он хочет показать, что побег из дома – не сумбурное поведение молоденькой девчонки, а взвешенное решение юной особы 25 лет. И тридцать лет совместной жизни ничего не изменили, их любовь все так же крепка, как и в начале. Правда, автор заставляет нас задуматься над тем, что это просто привычка, но нет, нас не сбить: только по-настоящему любящие люди могут с таким трепетом и уважением относиться друг другу на исходе тридцатого года совместной жизни.

Конечно, автор идеализирует чету Товстогуб, и его ирония слышится повсюду. Например, в описаниях бесконечных закусываний Афанасия Ивановича, которые на протяжении дня случаются раз семь или восемь. И даже заболевший живот старичок лечит едой. Подшучивает Гоголь и над хозяйственной деятельностью Пульхерии Ивановны, которая делает огромное количество запасов, поедаемых слугами. Старушка также хранит множество вещичек, применения которым она вряд ли когда-нибудь найдет.

Итак, в повести «Старосветские помещики» автор заставляет нас задуматься над вечными вопросами: о смысле жизни, о смерти, которая неминуемо придет. И в принципе нет ничего предосудительного в том, чтобы быть милыми и добрыми и строить свой собственный маленький мирок. Вот какова идея повести Н.В. Гоголя. Художественные же средства направлены на ее воплощение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Афанасия Товстогуба в повести Гоголя «Старосветские помещики»
  • Образ Пульхерии Товстогуб в повести Гоголя «Старосветские помещики»
  • Смысл названия повести Гоголя «Старосветские помещики»
  • Роль «поющих дверей» в повести Гоголя «Старосветские помещики»