Исповедь Мцыри как композиционный центр поэмы Лермонтова «Мцыри»


Михаил Юрьевич Лермонтов написал свою знаменитую поэму «Мцыри» в 1839 году. Это произведение признано образцом классического русского романтизма. За основу поэт взял традиции романтических поэм, созданных до него, но и свои авторские особенности, конечно, привнес. Традиционной чертой стало изображение одинокого бунтующего героя. А вот композиция поэмы и ее сюжет отличаются своеобразием.

Поэма делится на две части, неравные по объему. Первая коротенькая, состоит из двух глав и знакомит нас с описанием места действия и объяснением того, как главный герой здесь оказался. Во второй главе этой первой части выясняется, что пленного кавказского мальчика привезли в монастырь тяжело больным. Выздоровев, он так и остался жить здесь послушником. В монастыре юноша выучился языку и вере здешних мест и готовился получить постриг. Но однажды во время сильной грозы исчез. Через три дня постоянных поисков монахи нашли беглеца. Он был истощен. Собрав все имеющиеся силы, Мцыри начал свою исповедь. И именно она становится композиционным центром произведения Лермонтова. Ей отводится самая продолжительная часть поэмы. Поэт дает слово возможность герою высказаться, раскрыть все, что таится в душе.

В двадцати четырех оставшихся главах он показывает переживания главного героя, его поиски свободы: внешней, пути домой, в родной аул, и внутренней. Здесь же описание неудачи, которая в конечном итоге постигла Мцыри, после трех дней скитаний он вернулся к стенам своей тюрьмы.


Форма исповеди традиционно считается наиболее удачной для романтических произведений. И именно ее выбирает М.Ю. Лермонтов, чтобы раскрыть душу Мцыри, показать его внутренний мир.

Но еще раз обратимся к композиции, которая имеет ряд оригинальных особенностей. Следует заметить, что все традиционные элементы сохранены. Есть экспозиция, представляющая собой рассказ о жизни юноши в монастыре. Далее идет побег, который становится завязкой действия произведения. Есть и развязка - смерть главного героя. Она не выходит из традиций романтических поэм. Тогда в чем же композиционная особенность поэмы Лермонтова? Отличия поэмы «Мцыри» в неравнозначном размере частей и в их временном соотношении. Поэт делает акцент именно на тех трех днях, которые Мцыри провел на воле и о которых мы узнаем из его признательной речи. Именно им и посвящена вся поэма. Лермонтов выделяет эти дни на уровне композиции, им он посвящает самое обширное описание, а, значит, в этом есть особый смысл.

Да и речь в этой части произведения отличается от той, которая была раньше. В начале поэмы стиль повествования отличался сухостью и краткостью, будто автор предлагал нашему вниманию дневниковые заметки, отражающие перечень основных событий. О речи же главного героя этого сказать нельзя. Она восторженная, наполненная образностью. Мцыри с жаром «выкладывает» все, что накопилось в его душе за время, проведенное в монастырских стенах и за эти три дня на воле, которые и считает настоящей жизнью. Подобное повествование и композиционное членение еще раз подчеркивают значимость исповеди главного героя в поэме, ее центральное место.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл финала поэмы Лермонтова «Мцыри»
  • Три дня на воле Мцыри (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Цель побега Мцыри (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Мечта и реальность в поэме Лермонтова «Мцыри»