Историческая основа романа Кадыри «Скорпион из алтаря»


«Скорпион из алтаря» узбекского писателя Абдуллы Кадыри имеет историческую основу. Автор всегда стремился осмыслить прошлое своего народа, высказаться о его терпеливости, трудолюбии, героической борьбе за свободу и независимость. Таким образом художник помогает молодежи увидеть проблемы современности, выявить перспективы и возможные последствия, ведь только проанализировав собственное прошлое, возможно что-то сделать ценное в настоящем.

«Скорпион из алтаря» стал первым историческим романом писателя, и он сразу же ему принес успех. Кадыри у многих стал на слуху как «борец за правду» и «певец обездоленных», его имя стало чуть ли не нарицательным в этом смысле. Его истории – правдивые произведения, широкоохватные романы о социальной, нравственной жизни туркестанского общества на заре 20 века. Даже первоначальный, черновой вариант названия этого романа гласил: «Исторический роман из жизни Худояр-хана и его чиновников».

Почему Кадыри вновь и вновь обращался к истории кокандских ханов? Потому что он мечтал об успехе и благополучии своего народа, совершившего социалистическую революцию, скинувшего с престола царя с его вассалами. Режим социального и национального угнетения чрезвычайно волновал Кадыри.


Задача, оставленная писателем, была непростой: кокандское ханство упразднили в 1875 году, его последний правитель Худояр был отправлен в Оренбург, после побега оттуда он погиб в 1886 году в селении Афганистана. Правда, были еще живы некоторые подданные хана, которые могли бы внести хоть сколько- нибудь объективности в материалы. Также Кадыри использовал фрагменты «Истории владетелей Ферганы» муллы Нияз-Мухаммета и «Краткой истории Кокандского ханства» В. П. Наливкина. Некоторые исследователи извращали историю, поэтому автору пришлось изрядно потрудиться, чтобы реконструировать то, что было на самом деле.

Роман отличается высокой художественностью, однако, именно исторические отступления сделали его жемчужиной литературы. Детальное описание гарема, положение женщин показывают особенный трагизм, варварские, дикие порядки. Своеобразный уклад «верхов» с интригами, кознями, лицемерием подчеркивают душевную чистоту и простоту Анвара. Герой страдал в этом обществе, как и всякий человек с аналогичными качествами, ибо невозможно выжить при ханском дворе с их бесконечной завистью, злобой.

Похотливость и жадность – главные пороки властелина и его вассалов. Наживаясь на бедных, измученных жителях, они на этом не успокаиваются. Народ стонет от непосильного гнета, и это происходит из века в век. На примере писарей Шаходата и Калоншаха автор показывает, насколько подлыми бывают люди: они мечтали занять место умного и бескорыстного, честного Анвара любой ценой.

Такие люди, как Анвар, встречаются очень редко, и пока не изменится общество, им будет очень трудно выживать. Оптимистическая концовка романа указывает на то, что писатель верит в счастливое будущее своего народа, он поддерживает своих героев за их нравственную непорочность и душевную силу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика романа Кадыри «Скорпион из алтаря»
  • Сцена столкновения Анвара с ханом Худояром (анализ эпизода романа Кадыри «Скорпион из алтаря»)
  • Смысл названия романа Кадыри «Скорпион из алтаря»
  • Отзыв о романе Кадыри «Скорпион из алтаря»