История души человеческой в романе Лермонтова «Герой нашего времени»


В центре написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» находится внутренний мир Печорина.

Для писателя сюжетные линии были не столь важны, как внутренний мир Печорина, он особое внимание уделяет не поступкам Печорина, а тому, как Печорин оценивает эти поступки. Авторский замысел заключался в том, чтобы изобразить «историю души человеческой», так как она «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Называя Печорина «героем времени», М.Ю. Лермонтов демонстрирует сущность целого поколения посредством изображения «истории души» одного только Печорина.

Во всех главах романа, в особенности в тех, которые входят в «Журнал Печорина», раскрывается внутренний мир центрального персонажа. Сюжетная завершенность каждой повести с собственными системами образов, нарушение хронологического порядка событий, смена рассказчиков, жанр дневниковых заметок – все эти композиционные особенности выполняют важную функцию психологического раскрытия образа Печорина. Читатель видит одного человека с разных сторон, наблюдая за тем, как он ведет себя в разных ситуациях и общается с разными людьми.


Нарушение хронологической последовательности описанных в повестях событий помогает особенно ярко увидеть произошедшие с Печориным изменения. В главе «Максим Максимыч» Печорин изображен как эгоист, который не хочет остановиться побеседовать со своим старым приятелем Максимом Максимычем. В композиционно следующей повести «Тамань» показано, что Печорин еще стремится к приключениям. В главе «Бэла» показано, что Печорин разочаровывается в любви «дикарки» и говорит о том, что ему осталось только «одно средство: путешествовать», а в главе «Максим Максимыч» показано, что Печорин, уйдя в отставку, отправился в Персию. М.Ю. Лермонтов демонстрирует «историю души человеческой»: долгое время пытающийся найти себя Печорин в итоге понимает, что он не сможет реализовать свои лучшие черты, от чего он становится еще более несчастным, чем прежде. В романе показан сначала результат, а только потом – как Печорин пришел к этому результату. Автор продемонстрировал постепенное разочарование Печорина в своей жизни и в самом себе.

В каждой повести образ Печорина раскрывается по-своему. Все части романа в совокупности подчеркивают противоречивый и неоднозначный характер центрального персонажа, который владеет как недостатками, так и достоинствами. М.Ю. Лермонтов показал, что умный, умеющий разбираться в человеческой психологии, внутренне сильный Печорин растрачивал себя на пустяки, так и не найдя своего предназначения.

«Журнал Печорина», который является настоящей исповедью «души человеческой», помогает передать все радости, стремления, цели, желания, сомнения, внутренние метания, горести, печали, боли, страдания Печорина. То, что Печорин рассказывает о произошедших с ним случаях с полной откровенностью, без прикрас, приуменьшений и преувеличений, позволяет увидеть душу Печорина, понять причины тех или иных поступков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Почему Печорин «лишний человек»? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Почему Печорин и Вернер не стали друзьями? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Отзыв о романе Лермонтова «Герой нашего времени»