История создания пьесы Маяковского «Клоп»


В 20-е годы XX века популярностью пользовались произведения М. Зощенко, Ильфа и Петрова. Среди первых опытов создания советской бытовой комедии выделялась пьеса «Мандат» Н. Эрдмана. Мейерхольд на сотом представлении пьесы приветствовал актеров как создателей масок первой советской комедии. Эти маски изображали людей, мечтающих о возвращении монархии, а пока лицемерно подстраивающихся под новую жизнь. Персонажи, обитавшие в произведениях Эрдмана, Зощенко, Ильфа и Петрова, имели много общего. В этой атмосфере вынашивал замысел своих пьес Маяковский.

Создание комедии «Клоп» началось, по словам Маяковского, с его газетных публикаций, агиток. Работая в газете, он собрал огромный материал на тему обывательства и мещанства. После Октябрьской революции в обществе появилась еще одна категория людей, получившая название перерожденцы. Они также стали героями сатирических произведений Маяковского.

Сюжет «Клопа» автор вынашивал несколько лет. Еще в начале 20-х годов он пробовал силы в создании киносценариев. В середине 1927 года ему поступил заказ на киносценарий, тема которого была сформулирована так: «Мещанство в рабочем быту и борьба с ним. Полуутопический показ будущего быта». Драматическая ситуация схематически выглядела следующим образом: пожар на свадьбе, замерзший человек, размораживание. В ней без труда угадывается сюжет «Клопа». Сценарий был написан и одобрен, но до съемок дело так и не дошло.


Маяковский в своем творчестве часто говорил о будущем, появляются в его произведениях «город-сад», красивые люди, «уважаемые товарищи потомки». Мастерская человеческих воскрешении впервые появилась у него в поэме «Про это». «Воскреси – своё дожить хочу!» – обращается лирический герой к учёному-химику. Маяковский в своих произведениях мечтал о будущем, прощался со старым миром и утверждал настоящее.

Борьба с мещанством, которая все больше приобретала «красную» окраску, занимала одно из главных мест в творчестве поэта. Возможность близкого контакта, быстрого воздействия на массы давало театральное искусство. Маяковский обратился к драматургии, начав с небольших пьес-агиток. Когда Мейерхольд весной 1928 года предложил ему написать пьесу, поэт сразу согласился. У них уже был опыт совместной работы над “Мистерией-Буфф”. Театр Мейерхольда Маяковский считал близким себе по стилю и художественному методу. К концу года комедия была готова. Мейерхольд рассчитывал, что пьеса будет острой, конфликтной, и Маяковский оправдал его ожидания. Сам автор считал комедию «театральной вариацией» написанных ранее фельетонов, памфлетов, агиток. «Газетная работа отстоялась», – говорил он. В пьесе автор не только обличает недостатки, пороки общества, но и делится с читателями и зрителями своими мечтами, сомнениями, надеждами и опасениями.

Пьеса была принята тепло, Игорь Ильинский в роли Присыпкина создал сильный сценический образ. По словам критиков, разморозился не только Присыпкин, но и театр Мейерхольда, который переживал не лучшие времена. Критик Осинский после постановки пьесы отметил «руку хорошего литератора».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика пьесы Маяковского «Клоп»
  • Сила сатиры Маяковского (по пьесе «Клоп»)
  • Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Отзыв о пьесе Маяковского «Клоп»