История создания повести Гоголя «Нос»


Мастерство Николая Васильевича Гоголя не вызывает сомнений. Одной из главных черт его творческого таланта является умение превратить обычную историю или анекдот в настоящий шедевр. Ярким подтверждением этого факта становится одна из «Петербургских повестей» под названием «Нос». Это произведение вызвало огромное количество споров и по настоящий момент не утратило своей актуальности.

Итак, мы уже обозначили, что повесть «Нос» входит в сборник «Петербургские повести». Написал ее Гоголь в 1832 году.

Сюжет произведения не выдуман писателем, в его основу лег бытовавший в то время переведенный с французского языка анекдот о пропавшем носе. Смешные истории подобного рода были очень популярны и зачастую имели разные вариации концовки. У Гоголя же это не первое появление образа носа. Орган, мешающий жить полноценной жизнью, уже встречается в творчестве писателя, а именно в незаконченном рассказе «Фонарь умирал», датированном, кстати, тем же годом, что и анализируемая нами повесть.

Произведение постоянно видоизменялось. И это не случайно: Гоголь переписывал текст, исправляя замечания цензуры. Но не только это было причиной: Николай Васильевич придирчиво относился к своему творчеству и старался воплотить идею наилучшим образом. Так, например, доподлинно известно, что изменился финал повести: в первых сочинениях все произошедшие с героем события объяснялись просто и буднично: Ковалеву все это приснилось.


С изданием повести возникли проблемы. Писатель добивался публикации произведения в журнале «Московский наблюдатель», но получил отказ. На тот момент Александр Сергеевич Пушкин уже открыл свой журнал. Именно он пришел на помощь Гоголю и издал повесть «Нос» в 1836 году в «Современнике».

На тот момент, когда произведение увидело свет, Гоголь был уже знаком читателям. Даже можно сказать больше: писатель полюбился своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки». В них Николай Васильевич рисует мистические картинки, опираясь на народные суеверные страхи. Что же до «Петербургских повестей», то в них все совершенно иначе: фантастические мотивы тесно сплетены с остро стоящими социальными проблемами общества. Автор своими творениями формирует новое литературное направление - фантастический реализм.

Чем же продиктовано обращение именно к такому методу? Николай Васильевич Гоголь все недолгое время своей жизни остро ощущал общественные конфликты, но изменить ничего не мог. Автор имел право только обратить на них внимание читателей, что и делал на страницах своих гениальных произведений. Реальность в произведениях Гоголя тесно переплетена с выдумкой, но отличить ее характерные черты все же можно.

Выхода же из сложившейся ситуации писатель не видел, поэтому пытался добавить драматизма изображением фантастического, нереального. Этот прием позднее в русской литературе будут использовать многие авторы, такие, как, например, Михаил Булгаков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, В.В. Маяковский.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Фантастическое и реальное в повести Гоголя «Нос»
  • Язык повести Гоголя «Нос»
  • Говорящие фамилии в повести Гоголя «Нос»
  • Какие пороки раскрывает Гоголь в Ковалёве? (по повести «Нос»)