История создания повести Гоголя «Портрет»


Гоголевская повесть «Портрет» имеет богатую историю создания.

Замысел создания появился в 1832 году. Работал Н.В. Гоголь над произведением с 1833 по 1834 гг. В 1835 году повесть уже вышла в свет, вошедши в сборник «Арабески».

Однако произведение получило множество критических замечаний. Резко и негативно отозвался о «Портрете» знаменитый критик В.Г. Белинский.

Н.В. Гоголь не оставляет без внимания отрицательные критические отзывы. Автор принимает решение переделать свою повесть. Работать над второй редакцией «Портрета» Н.В. Гоголь начинает в 1841 году. Находясь в Риме, автор начинает работу «вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний».

В 1842 году переработка повести была закончена. Писатель сам признавался в том, что повесть он «переделал вовсе, или, лучше, написал вновь». В письме к П.А. Плетневу Н.В. Гоголь отмечал: «<…> осталась одна только канва прежней повести».

Во второй редакции меньшее внимание уделяется фантастическим элементам, Н.В. Гоголь показывает, что человеком не руководит сам дьявол, что ответственность лежит на самом человеке.


Видоизменяет Н.В. Гоголь и фамилию центрального персонажа 1-ой части: вместе фамилии Чертков, которая подчеркивала связь героя с дьявольской силой, главный герой носил фамилию Чартков.

Изменился и финал повести: если в первой редакции показано, как облик ростовщика исчезает с полотна, то во второй редакции показано, как портрет крадут, что демонстрирует, что деятельность портрета по искушению людей продолжится.

Закончив работать над второй редакцией в 1842 году, Н.В. Гоголь в этом же году отправляет повесть П.А. Плетневу. Переработанный вариант публикуется в этом же году в журнале «Современник» в 3-ем номере. В журнале отмечается тот факт, что опубликованная повесть – не первоначальный, переделанный из-за негативной оценки критиков вариант.

Повесть «Портрет» в современных изданиях – это вторая редакция повести.

«Портрет» входит в так называемый цикл Петербургских повестей Н.В. Гоголя, куда входят также следующие повести: «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего» и «Шинель».

Некоторые критики и исследователи обращают внимание на повесть, так как в ней отобразились взгляды Н.В. Гоголя на искусство.

Исследователи отмечают, что некоторые персонажи повести имеют реальных прототипов. Например, в образе ростовщика прослеживаются черты известного в Петербурге ростовщика-индейца; черты А.А. Иванова, творчеством которого восхищался Н.В. Гоголь, прослеживаются в образе «бывшего товарища» Чарткова («Явление Христа народу» А.А. Иванова становится прототипом произведения искусства, созданного жившим в тот момент в Италии художником, из-за которого с глаз Чарткова «слетела повязка») и в образе создателя портрета ростовщика, раскаявшегося в грехе и очистившего душу; прототипом «издателя ходячей газеты», в которой была опубликована статья о таланте Чарткова, которую заказал сам Чартков, считается Ф.В. Булгарин, издатель газеты «Северная пчела», в которой размещались так называемые заказные статьи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Место повести Гоголя «Портрет» в цикле «Петербургские повести»
  • Светлое и дьявольское начало в жизни художника Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Два пути, два выбора Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Проблематика повести Гоголя «Портрет»