История создания повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


«Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя датируются временем написания 1834 года. В свет эта повесть выходит спустя год, в 1835 году под названием «Клочки из записок сумасшедшего» в сборнике «Арабески». Уже позднее это произведение включили в «Петербургский» цикл повестей писателя.

По свидетельству современников, в момент работы над «Записками» Гоголь одновременно писал другие повести, также позднее объединенные в «Петербургский» цикл. Это был весьма плодотворный период, насыщенный вдохновением. Гоголь не знал отдыха, писал даже ночью, в ущерб сну. Это не осталось незамеченным, и многие критики, в том числе и В.Г. Белинский, не преминули заговорить о творчестве Гоголя как о настоящей жемчужине писательского искусства.

В тот период писателя увлекли рассказы В.Ф Одоевского из сборника «Дом сумасшедших», что, несомненно, повлияло на характер его собственного произведения в целом. К слову, Гоголь всегда был мистиком, и погружение в особое пространство, «перевернутые» миры представляло для него живой интерес. По признанию его самого, его часто одолевали «некоторые расстройства психического характера», но, конечно, здесь речь идет скорее о меланхолии, а не о серьезных отклонениях.


«Сумасшедшую» тему в творчестве Гоголь продолжает «Записками сумасшедшего музыканта» и комедией «Владимир 3-ей степени». Сюжет этих творений во многом напоминает «Записки сумасшедшего»: схожий сюжет, герои-безумцы.

Гоголь признавался, что писал «Записки», исходя из наблюдений, сделанных в течение жизни. Действительно, в «Записках сумасшедшего» очень четко и тонко отслеживается само течение болезни, а также сопутствующие ей признаки. Как и все сумасшедшие, главный герой отрицает наличие своей болезни, и читатель погружается в особый мир, представленный со страниц дневника безумца. Кажется, что это писал не сам Гоголь, а тот несчастный – настолько правдоподобно выглядит исповедь «Записок».

Первая публикация огорчила писателя, от чем сам он писал своему другу А.С. Пушкину. Дело в том, что цензура не пропустила некоторые места, на взгляд самого автора, довольно замечательные. Это, в свою очередь, задержало выход книги, что тоже послужило дополнительной неприятностью. Цензура удовлетвориться тем, что в департаментах творятся такие порядки, способные в такой мере повлиять на психику служащих. Описания нищеты, в которой жил герой, также были неприемлемы. Все должно было выглядеть пристойно, гладко и не вызывать нехороших мыслей относительно высокопоставленных чиновников. Вдобавок, ругательства в адрес начальства и коллег, пронизывающие всю повесть, также, на взгляд цензуры, не добавляли изящества.

Направление, к которому можно отнести «Записки сумасшедшего», принято именовать «гоголевским». Оно сформировалось в 40-х годах и стало фундаментом для школы натурализма. В целом его можно отнести к критическому реализму. Его характеризует высокая художественность, простота подачи, наличие актуальных тем, критическое отношение к социальной действительности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Судьба «маленького человека» в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • «Перевернутые миры Гоголя» (по повести «Записки сумасшедшего»)
  • Анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего»