История создания повести Куприна «Гранатовый браслет»


А.И. Куприн работать над «Гранатовым браслетом» (в жанровом отношении первоначально это был рассказ) начал осенью 1910 года.

Основой произведения была реальная любовная история. Прототипом С.Г. Желтова был маленький телеграфный чиновник по имени П.П. Желтиков. Инициалы П.П. сохранились и в конечном варианте повести, когда Василий Шеин и Николай Николаевич называют Желткова не Г. С. Ж., а П. П. Ж. Прототипом же возлюбленной телеграфиста стала жена Д.Н. Любимова.

С Д.Н. Любимовым А.И. Куприн был знаком лично. Как-то раз писатель услышал от знакомого историю о любви телеграфного чиновника к его жене Людмиле Ивановне Любимовой, которая получала письма и однажды получила кулон в форме пасхального яйца.

Разница между реальной историей и купринским художественным воплощением заключается в том, что реальная история завершилась не так трагично: после того, как Д.Н. Любимов, а также брат Л.И. Любимовой поговорили с П.П. Желтиковым и возвратили ему подарок, о П.П. Желтикове больше ничего не было слышно. Судьба ухажера осталась неизвестна.

Положив в основу так называемый случай из жизни и изменив его концовку, А.И. Куприн сделал тон повествования трагичным. Писатель хотел продемонстрировать «безнадежную, трогательную и самоотверженную» любовь. Добавление трагичного финала говорит о том, что А.И. Куприн не просто описывал реальную действительность, но и художественно ее переосмыслил.


Первоначально А.И. Куприн планировал написать художественное произведение за несколько дней, однако работа над «Гранатовым браслетом» длилась около 3-ех месяцев. Писатель в письмах говорил о том, что новое произведение «почему-то в охотку не пишется», «плохо дается». Писатель признавался, что одной из причин долгого написания стало его «невежество в музыке». В дни творческой работы А.И. Куприн посещал дом врача Л.Я. Майзельса, где он прослушивал Вторую сонату композитора Бетховена. Эта соната и нашла отражение в «Гранатовом браслете».

Авторский замысел расширялся, и рассказ превращался в повесть.

Повесть вышла в свет в 1911 году. Издателем стал альманах «Земля». Уже в первой публикации был эпиграф, в котором отражалась первая строка из сонаты Бетховена.

Сын Людмилы Ивановны Любимовой в своих мемуарах «На чужбине» отмечал, что действие происходило в Петербурге, а не в городе на берегах Черного моря. Фамилия телеграфиста была не Желтков, а Желтый. Однако Лев Любимый отмечал, что А.И. Куприну удалось передать поведение и отца, и дяди во время разговора с ухажером его матери: «Как и купринский Шеин, отец больше молчал», а «дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким».

Как видно из слов Льва Любимова, А.И. Куприну удалось передать реально случившуюся историю, что говорит о реалистичности повествования. Но то, что писатель добавил трагичный финал любовной истории, говорит о том, что А.И. Куприн – не статист, а настоящий художник, которому удалось продемонстрировать настоящую силу любви.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Роль пейзажа в повести Куприна «Гранатовый браслет»
  • В чём состоит сила любви? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • Актуальность повести Куприна «Гранатовый браслет» в наши дни
  • Отзыв о повести Куприна «Гранатовый браслет»