История создания рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»


Фазиль Искандер написал свой рассказ «13 подвиг Геракла» уже в зрелом возрасте, в 1964 году. В основе повествования воспоминания пятиклассника, вчерашнего мальчишки, скорее всего маленького Фазиля. Считается, что в детстве с ним приключилась неприятная история, которая оставила глубокий след.

Автор считал, что нравственные ценности нужно закладывать в тот период, когда души детей только формируются. С помощью юмора он хотел рассказать о таких важных вещах, как честность, взаимовыручка, совесть, ответственность. А чтобы дети смогли осознать такие непростые понятия, он постарался создать такое литературное произведение, которое было бы близким каждому школьнику.

Время, когда происходит действие, сложное и ответственное. Идет Великая отечественная война, поэтому важно воспитать в детях высоконравственных людей.


Название отсылает читателей к Древней Греции. И все знают, что Геракл совершил 12 подвигов, потому что был смелым и сильным. А главный ерой рассказа Искандера, по словам Харлампия Диогеновича, «совершил подвиг из-за трусости». Это противопоставление указывает на безнравственность поступка рассказчика.

Читать текст достаточно весело и увлекательно, но проблемы, которые затрагивает автор, актуальны и очень серьезны. Одна из главных — сочетание смелости и трусости. Перед главным героем стоял выбор — сознаться в том, что он не выполнил домашнее задание и получить насмешки одноклассников или попытаться избежать этой участи с помощью лжи. Рассказчик решает пойти по нечестному пути. Ему приходиться подвергнуть одноклассников прививкам, обмануть врача, медсестру, учителя. Но именно Харлампий Диогенович разглядел поступок мальчика. Мудрый преподаватель всего за несколько минут дает пятикласснику важный воспитательный урок, причем его усвоил не только бесстрашный малярик, но и совершенно разные ребята: отличник Сахаров, двоечник Авдеенко, тихоня Комаров.

Математик с помощью юмора и мифов объясняет разницу между трусостью и смелостью. По воспоминаниям рассказчика, учитель властно и спокойно держал класс в руках. Он не кричал, не вызывал родителей, а высмеивал тех, кто позволял себе уйти от моральных принципов. Например, опаздывающего ученика вежливо приглашал пройти в класс, представляя того принцем Уэльским. А списывающему двоечнику давал такое прозвище, которое прочно закреплялось за ним. Поэтому ребята старались вести себя так, чтобы не быть осмеянным.

Только спустя годы выросший ученик осознал, как прав был Харлампий Диогенович, ведь он подвергал смеху «лукавые детские души», которые могли легко поддаться дурному влиянию. Если ребенку посчастливиться встретить такого учителя, то можно не сомневаться, что из него вырастет хороший человек. Такие наставники были и у Фазиля Искандера, который, несмотря на потерю отца и тяжелые жизненные обстоятельства, окончил школу с золотой медалью, воспитал дочь, сына и создал множество поучительных рассказов для детей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторская позиция в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Чему учит рассказ Искандера «13 подвиг Геракла»?
  • Отзыв о рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Цитатный план рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»