История создания рассказа Куприна «Гамбринус»


В феврале 1907 года в журнале «Современный мир» печатается рассказ А.И. Куприна «Гамбринус». Автор отразил в нем несколько важных исторических событий: русско-японскую войну, революцию 1905 года и последовавшие за этим бунты и погромы.

Писатель считал, что стихийные изменения, революции и восстания не могут привести к миру и благополучию. Это путь в никуда, дорога к погибели. Об этом он написал в своем произведении.

Еще одна важная проблема, которую поднимает Куприн — бессмертие настоящего искусства. Ничто не способно уничтожить настоящее искусство, оно будет жить до тех пор, пока существует мир.

Последние десятилетия жизни Александра Ивановича были тяжелыми. Кем только ему не приходилось работать. Он был репортером, разносчиком газет, актером в театре, рабочим в сталелитейном цеху. Ему приходилось общаться с самыми разными людьми, и их истории стали для писателя основой множества произведений.

Прототипом Сашки стал одесский скрипач Александр Певзнер. Он, как и герой Гамбринуса играл в кабаке. Посетители любили его за талант и душевную музыку. Когда Куприн попал в этот кабачок, он сразу же обратил внимание на талантливого человека, и вскоре написал свой рассказ. Только в произведении Сашка обрел свои характерные черты.


Ходят слухи, что после публикации писатель пришел в пивную и подарил Александру Певзнеру портсигар из серебра и номер журнала с рассказом «Гамбринус». Позднее скрипач покинул это заведение, и вскоре умер от тифа.

Проблемы, которые поднимает автор в своем произведении, оказались очень актуальны и остры, а способ изображения притягивал огромное количество читателей. Романтизм и реализм сошлись на двадцати страницах рассказа. Романтический герой, который знает и африканские напевы, и английские танцы, и русские душевные песни оказывается втянут в суровую реальность. Сначала он попадает на фронт, и остается жив. Он не был ранен, но в глазах навсегда поселилась тоска и боль.

Потом наступило смутное время. Начались погромы и восстания. Читатель видит национальную рознь. И она действительно была на улицах Одессы. Сашка сталкивается с жестокостью, упоением властью, беспощадностью и убийством. Сам он, гордый и независимый, становится жертвой людей, которые встали во главе. Талантливый музыкант выживает, но его рука уже не может играть на скрипке.

И здесь автор показывает несгибаемую волю, жажду жизни, любовь к настоящему искусству. Сашка вновь исполняет всем полюбившиеся мелодии, но уже на губной гармошке.

После публикации многие писатели и критики восторгались этим произведением. Горький даже планировал присвоить Куприну звание певца красной революции, а Толстой считал язык рассказа гениальным. Но когда Александр Иванович эмигрировал за границу, интерес к его творчеству стал угасать. О нем перестали говорить и постарались забыть.

Спустя годы «Гамбринус» вновь занял свое почетное место в ряду гениальных произведений русских писателей и был включен в школьную программу по литературе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сашки в рассказе Куприна «Гамбринус»
  • Образ мадам Ивановой в рассказе Куприна «Гамбринус»
  • Образ Мотьки Гундосова в рассказе Куприна «Гамбринус»
  • Анализ рассказа Куприна «Гамбринус»