История создания трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»


Пьеса Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» входит в цикл «Маленькие трагедии». Боясь нападок, поэт хотел выпустить этот сборник анонимно. Посмотрим же, какова история создания названной трагедии.

В одном из рукописных вариантов А.С. Пушкин сделал отметку - перевод с немецкого. Возможно, в то время в немецкой журналистике, действительно, был источник, повествующий о трагической гибели величайшего поэта, и именно им и воспользовался автор. Доподлинно теперь узнать не удастся. Но есть подтвержденные факты. О них и поговорим.

Замысел этого творения возник у знаменитого русского поэта в 1826 году. Сохранились черновики Пушкина, датируемые этим временем. Но плодотворно занялся работой Александр Сергеевич лишь через 4 года, когда в первый раз оказался в Болдино.

Главные герои этого произведения - реальные личности, гении музыкального искусства, оставившие значительный вклад в культуре. Но не обошлось и без легенд. Одна из них вышла от самого Сальери. После премьеры оперы «Дон Жуан» Антонио свистнул, пытаясь влить ложку дегтя в успех Моцарта, и в бешенстве вышел из залы. Его съедала зависть. Впоследствии некоторые немецкие журналы, не указывая источник, говорили о том, что на смертном одре Сальери признался в причастности к гибели Моцарта. Это не вызвало удивления. Завистник, позволивший себе освистать гениальное творение, вполне мог совершить преступление. Только вот кто породил такую легенду до сих пор неизвестно. Но поэт поверил в нее и решил взять за основу своей трагедии. И из-под его пера вышло гениальное психологическое творение - пьеса «Моцарт и Сальери».


Если снова вернуться к анализу черновиков, то важно отметить, что произведение имело другое название. Пушкин ставил заголовком слово «зависть», показывая тем самым, что именно это чувство является основной темой трагедии.

Говоря об истории создания пьесы, следует сказать о том, причиной смерти Моцарта в возрасте 35 лет стал не яд, а неизвестное инфекционное заболевание и отсутствие его должного лечения. В последние дни композитор сосредоточенно работал над «Реквиемом», что усугубило его состояние. именно этот факт объясняет появление второй легенды, используемой в тексте Пушкина, - создание поминальное мессы постепенно убивало Моцарта.

Антонио Сальери пережил своего соперника на целых тридцать четыре года. Но постоянно испытывал на себе давление от подозрения в смерти Моцарта. Особенно оно усугубилось в последние годы. Сплетни в Вене распространялись со скоростью слухов в обычном провинциальном городке. Сальери пытался оправдаться, никаких признаний он, конечно, не делал, но это не помогало. Его имя и по сей день используют в качестве нарицательного для обозначения высшей степени коварства и слепой зависти.

Возвращаясь к трагедии А.С. Пушкина, отметим еще несколько фактов: впервые она была опубликована в конце 1831 года в литературном альманахе «Северные цветы». Сорок лет спустя Н.А. Римский-Корсаков на основе ее сюжета создал гениальную оперу.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Какие жизненные уроки дает нам изучение классики? (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)
  • Актуальность трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» в наши дни
  • Отзыв о трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»