Изображение природы в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина


В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина особое место занимает изображение природы.

Частью природы является Царевна-Лебедь, которая представлена и как лебедь, и как прекрасная девушка. Братьями Царевны-лебедь являются тридцать три богатыря, выходящие из моря, а ее дядей является сам Черномор. Превращая князя Гвидона в комара, муху и шмеля, Царевна-лебедь демонстрирует, что она является частью природы: «И крылами замахала, // Воду с шумом расплескала //И обрызгала его // С головы до ног всего». О единстве Царевны-лебедь и природы говорит и описание ее как прекрасной царевны: «Днем свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит», «А как речь-то говорит // Словно реченька журчит».

Важным образом в повествовании становится образ Окияна. Ткачиха, повариха и баба Бабариха пишут якобы от царя Салтана письмо, в котором говорится о том, что Царицу и царевича нужно «тайно бросить в бездну вод». Однако Окиян для матери и сына не становится «бездной вод», они не погибают в пучине волн, наоборот, бочка плывет по морю, а волна помогает царевичу, имеющему фантастическую силу, доплыть до суши: «И послушалась волна: // Тут же на берег она // Бочку вынесла легонько // И отхлынула тихонько».

А.С. Пушкин показывает единство князя Гвидона и природы. Он способен увидеть красоту и необычайность волны, ее роль в природе и во всем окружающем мире: «Ты волна моя, волна! // Ты гульлива и вольна; // Плещешь ты, куда захочешь, // Ты морские камни точишь, // Топишь берег ты земли, // Подымаешь корабли».


Видя «холм в широком поле, // Море синее кругом, // Дуб зеленый над холмом», царевич отправляется искать пищу. Для этого он с помощью природы сооружает лук со стрелами: «Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, //Стрелкой легкой завострил // И пошел на край долины // У моря искать дичины».

Единство князя Гвидона и природы наблюдается также в эпизоде спасения Царевны-лебедь от коршуна-чародея. Вместо того чтобы добыть пищу, царевич спасает лебедь и отправляться спать голодным.

Единство князя Гвидона и природы заключается не только во взаимосвязи князя Гвидона и Царевны-лебедь, но и в связи князя Гвидона и тех волшебств, которые для князя Гвидона делает Царевна-лебедь. Представителями природы являются и белка, грызущая золотые орехи, и выходящие из вод тридцать три богатыря под предводительством дядьки Черномора. Князь Гвидон превращается в различных насекомых: сначала в комара, затем – в муху, после – в шмеля.

В сказке демонстрируется не только единство природы с Царевной-лебедь и князем Гвидоном, но и единство природы с купцами, ведь плавания без помощи природы не были бы благополучными. Неслучайно эпизоды появления купцов-корабельщиков на острове Буяне, которым управляет князь Гвидон, начинаются следующими строками: «Ветер на море гуляет // И кораблик подгоняет; // Он бежит себе в волнах // На раздутых парусах». Все разы, когда купцы плыли от князя Гвидона к царю Салтана, описаны так: «Ветер весело шумит, // Судно весело бежит».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ «Сказки о царе Салтане...» Пушкина
  • Фразеологизмы в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Волшебство в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Отзыв о «Сказке о царе Салтане...» Пушкина