Изображение русской деревни в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»


История родной страны России не сходит со страниц произведений Солженицына. Такой выбор автора не случаен. Писатель затрагивает эту тему для того, чтобы показать во всей красе 60-е годы 20 века – время насилия и деспотизма. Народ угнетен и работает, не разгибая спины. Александр Солженицын раскрывает нам всю горькую правду тех лихолетий. Произведения писателя пронизаны неподдельной болью. Среди них выделяется рассказ «Матренин двор», повествующий главным образом о нищете и несправедливости.

Начинается рассказ с того, что мы знакомимся с учителем математики, который ищет себе пристанище. С этой целью он объезжает несколько деревень. В конце концов, он останавливается в той, где живет Матрена Васильевна. Это село ничем не отличается от других мест России того времени, также как остальные погрязло в бедности и нищете.

Дом Матрены, у которой и поселился учитель, когда-то был добротно сделан, а теперь посерел от времени, щепа изгнивала, ворота покосились. Автор не просто так дает подробное описание дома. Тем самым он показывает нищету простой русской крестьянки, каких много по великой матушке Руси.

Внутри избы все чисто, горит лампада, но убранство самое обычное, даже убогое. Все богатство – кадки с фикусами, которые так любила хозяйка.


Матрена Васильевна болеет, зачастую уже и не может подняться с печи. Жизнь в постоянном труде ее измотала. Муж не вернулся с войны. Один за другим ушли из жизни все шестеро детей. Женщина была стара и одинока. Она столько пережила за свою жизнь, но даже не удостоена пенсии. Пусть ее изнуряла болезнь, но она же не инвалид. Матрена все время работала в колхозе, а не на заводе, а таким пенсия не положена. Добиться выплат можно только по утере кормильца, который погиб на полях сражений. Подобного рода несправедливость наблюдалась на каждом шагу в стране того времени. Человек, который трудится на благо родины, не ценится по достоинству. Его не замечают, а бывает, что просто втаптывают в грязь, заставляют страдать.

Матрена Васильевна своим нелегким трудом заслужила не одну пенсию, но ничего не получает, потому что работала за палочки. Чтобы хоть что-то получить за мужа, женщина собирает кучу справок, но так ничего и не добивается, оставшись без денег. Вот настоящая правда нелепых бюрократических законов, которые далеки от жизни простых русских крестьян.

Государство даже и не знает, как живут такие люди, как Матрена Васильевна. Во всей красе Александр Солженицын показывает ситуацию тех лет: люди – обычные крепостные, бедные ,измотанные, лишенные права голоса.

Героиня не держит хозяйства. У нее одна коза, которую нечем кормить. Сама же Матрёна питается картошкой. Чтобы протопить дом, ворует торф и носит мешке на своей сгорбленной спине. Продавать торф местным жителям не положено. Это болото нищеты засасывает людей, лишает их простых радостей в жизни.

В этих условиях люди стали бесчеловечны. И Солженицын показывает не только материальные проблемы русской деревни, но и нравственное обнищание человека.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Судьба русской женщины-крестьянки по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»
  • В чем заключается праведничество Матрены? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)
  • Дом Матрены и его роль в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
  • История создания рассказа Солженицына «Матренин двор»