«Желание денег заглушает разум...» (по повести Гоголя «Портрет»)


Повесть Н.В. Гоголя «Портрет», в которой поднимается проблема роли денег в жизни человека, заставляет прийти к следующему выводу: «Желание денег заглушает разум». К данной истине автор подводит читатель при помощи истории жизни Чарткова, центрального персонажа первой части.

В начале повествования Чартков представлен как «художник с талантом, пророчившим многое». Однако исключительно положительным персонажем Чарткова назвать нельзя, ведь ему, будучи человеком бедным, порой «становилось досадно» от того, что кому-то удавалось зарабатывать огромные деньги с помощью написания картин. Когда Чартков был совсем в бедственном положении, в его воображении рисовалась «участь богача-живописца».

И если сначала бедный, но талантливый художник Чартков «мог взять над собою власть», то после, когда в его руках оказалась большая сумма денег, найденная в раме купленного портрета, Чартков не смог контролировать себя. Внезапно полученные деньги заставили Чарткова сделать выбор. Обретя 1000 червонных, Чартков сначала подумал о том, что он может потратить деньги на развитие своего таланта, чтобы стать по-настоящему «славным художником». В повествовании отмечается, что так говорил рассудок Чарткова. Однако герой, вновь посмотрев на деньги, послушался «другому голосу», им управляли «двадцать два года и горячая юность». Разум Чарткова был заглушен желанием обрести все то, чем он раньше «любовался издали, глотая слюнки». Н.В. Гоголь показывает, что в момент получения крупной денежной суммы борьба разума Чарткова и желания денег была недолгой, победило желание денег.


Желая стать частью светского общества, Чартков не понимал, что он не сможет развивать талант. Герой не вспомнил слова профессора о том, что погоня за модой «губит, а не развертывает талант». Желая обрести как можно больше материальных средств, Чартков соглашался на написание неправдивых, типичных портретов, в которых не было никакой оригинальности и реалистичности. Став «модным живописцем», который пишет «модные картинки, портретики за деньги», Чартков полностью заглушил свой разум. Деньги стали для него важнее творчества, ради прибыли он предал настоящее искусство.

Создавая однотипные портреты на заказ, в некоторых случаях отдавая их на доработку своим ученикам, Чартков даже не понимал, что он растрачивает свой талант. Он понял это только тогда, когда увидел гениальное произведение искусства, созданное его прежним товарищем, который каждый день развивал свой талант, полностью отказавшись от светского образа жизни. Разумом Чартков понимал, что совершил ошибку, однако талант уже был потерян, поэтому ему не удалось создать ни одного произведения истинного искусства. Это привело Чарткова к безумным действиям: он скупал все лучшие работы и уничтожал их.

Н.В. Гоголь показывает, что желание денег приводит Чарткова к растрачиванию таланта, к душевной смерти, к разрушению истинного искусства, к сумасшествию и к физической смерти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность повести Гоголя «Портрет» в наши дни
  • Роль эпизода о жизни в Коломне в повести Гоголя «Портрет»
  • Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Портрет»
  • Отзыв о повести Гоголя «Портрет»