Женские характеры в пьесе Чехова «Вишневый сад»


А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» особое внимание уделяет женским образам, каждый из которых имеет индивидуальные черты.

Важным в повествовании является образ Любови Андреевны Раневской. Уже в списке действующих лиц подчеркивается, что героиня является помещицей. Раневская – типичная представительница прошлого. Она привыкла к роскошной жизни, когда слуги заботятся о ее существовании, а она развлекается и «сорит» деньгами. Раневская с теплотой вспоминает свое прошлое, поскольку в настоящем она не может найти счастье. Любовь Андреевна живет прошлым, она не способна приспособиться к изменениям, которые происходят в настоящем, она несерьезно относится к тем проблемам, с которыми ей пришлось столкнуться. Но в то же время героиня является добрым и способным видеть красоту природы человеком. А.П. Чехов обличает пороки Раневской как представительницы прошлого, но не отрицает ее достоинств. Раневская ценит имение, в котором прошли многие годы ее жизни, и любуется вишневым садом. Героиня не соглашается реализовать план Лопахина, который предложил вырубить вишневый сад, чтобы построить там дачи для сдачи. Но, считая недопустимым вырубку вишневого сада, Раневская ничего при этом не делает для того, чтобы сохранить его. Беспечность Раневской, ее неспособность рационально пользоваться денежными средствами приводят к тому, что она лишается имения, а вишневый сад начинают вырубать.

Важную смысловую функцию выполняет образ Ани. Семнадцатилетняя дочь Раневской является представительницей будущего, на которую А.П. Чехов возлагает большие надежды. Находясь под воздействием слов Пети Трофимова, Аня Раневская не видит ничего плохого в продаже имения и вырубке вишневого сада, так как она считает, что предрассудки прошлого нужно искоренять, что общество должно двигаться дальше. Аня уверено говорит о том, что они «насадят новый сад», который будет прекраснее прежнего, что выражает веру автора в лучшее будущее.

Второстепенными женскими образами являются Варя, Шарлотта Ивановна, Дуняша.


Варя – двадцатичетырехлетняя приемная дочь Раневской, которая за пять лет отсутствия матери в имении ответственно управляла им. Варя представлена как хозяйка, которая владеет ключами от имения с вишневым садом. В финале пьесы Варя бросает ключи, которые подбирает Лопахин, который так и не сделал Варе предложение, и уезжает из имения работать экономкой.

Дуняша – горничная, которая пытается подражать своим хозяевам и мнит себя нежной и благородной девушкой. Не привыкшая к тяжелому труду и почти ничего не делающая по дому Дуняша то смотрится в зеркало, то пудрится, то носит веер, то уделяет время своим любовным отношениям с Епиходовым и Яшей.

Шарлотта Ивановна – гувернантка, которая, показывая фокусы и занимаясь чревовещанием, за внешней веселостью скрывает полное одиночество. Не знающая, кто она и кем являются ее родители, Шарлотта Ивановна не может найти свое место в жизни и обществе. Комический на первый взгляд образ помогает раскрыть проблему одиночества и непонятости.

Есть в пьесе и внесценические женские образы: ярославская бабушка, которая дает 15 тысяч на выкуп имения, но которые забирает себе на жизнь Раневская, уезжая в Париж; дочь помещика Симеонова-Пищика Даша, на выигрыш которой надеется вечно ищущий деньги Симеонов-Пищик; мать Раневской, силуэт которой предвиделся Раневской. Эти образы расширяют пространство пьесы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Подводное течение» в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Как соотнесены в пьесе Чехова «Вишневый сад» внешний и внутренний сюжеты?
  • В чем заключается своеобразие чеховских диалогов? (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)