Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума»


Александр Сергеевич Грибоедов – автор комедии «Горе от ума», которую сразу же оценили современники, хотя цензура и не пропустила ее в печать, усмотрев в ней критику на устои московского дворянского общества. Декабристы же произведение приняли сразу, посчитав, что оно дышит революцией.

Автор показал читателю панораму нравов консервативных дворян начала 19 столетия. И с его легкой руки Москву этого временного промежутка стали называть «грибоедовской».

Немаловажную роль в пьесе играют женские образы, именно о них мы сейчас и будем говорить. Их не нужно сбрасывать со счетов, ведь женщины наравне с мужчинами участвуют в главном конфликте комедии – противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Причем относятся они к последнему.

Главная героиня – Софья Фамусова. Это дочь Павла Афанасьевича, в доме которого и развивается все действие пьесы. Она ничем не отличается от большинства московских девушек того времени. Софья имеет хорошее воспитание и обладает глубоким умом.

Молодая девушка постоянно читает французские романы и представляет себя героиней книг. Неудивительно, что образ идеального молодого человека сложился в голове Софьи. И Молчалин удачно в него вписался – скромный, услужливый, с ярким румянцем на щеках. Девушка не глупа и прекрасно понимает, что этим мужчиной можно управлять, поэтому так хочет создать с ним семью. С таким человеком ей будет комфортнее и спокойнее, чего не скажешь о правдорубе Чацком или грубом полковнике Скалозубе.


Следующий образ – служанка Лиза. Она заслуживает отдельных слов. Этот персонаж второстепенный, но играет огромную роль. Лиза – молодая горничная, помогающая барышне. Она со всей искренностью привязана к своей хозяйке, помогает ей в любовных делах с Молчалиным. Лиза легко определяет, каков человек по натуре, и дает меткую и точную характеристику. Она не глупа, душевна, даст полезный совет, умеет поддержать беседу.

Заслуживает внимания и еще один женский образ. Это уже представительница старшего поколения - Анфиса Ниловна Хлестова. Свояченица Павла Афанасьевича дворянка до мозга костей. Именно ее мнение в обществе имеет вес, она и является судьей всего, что происходит вокруг, всему дает свою оценку. У нее спрашивают совета, а если что-то делают то только с оглядкой, а как к этому отнесется Анфиса Ниловна.

На этом женские образы, конечно, не исчерпаны. Но все остальные типичны и не заслуживают пристального внимания. О них можно сказать в общем, и их портреты так похожи: ходят по балам и званым вечерам, пытаясь удачно пристроить своих дочерей, распространяют сплетни, обсуждая все и всех вокруг. Именно дамы и распространяют весть о том, что Александр Андреевич Чацкий безумен. И все сразу воспринимают эту весть за чистую монету. Есть и еще одна общая черта этих дам – страсть к мундиру, то есть к военным.

Женские образы не стоят обособленно в пьесе, они влияют на ее завязку, развитие конфликтной ситуации и развязку. Поэтому их роль в произведении так важна и значительна.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Век нынешний» и «век «минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Роль монологов Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)