Женские образы в пьесе Островского «Бесприданница»


В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» насчитывается три женских образа: Лариса Дмитриевна Огудалова, ее мать Харита Игнатьевна Огудалова и тетка Карандышева Евфросинья Потаповна. Данные образы полностью отличаются друг от друга.

Лариса – девушка, которая не похожа на людей, проживающих в Бряхимове. Для нее человеческие чувства намного важнее, чем материальное положение. Лариса умеет искренне и глубоко любить. Она понимает, что в современном ей обществе человеческая жизнь ничего не стоит, что с ней все обращаются как с куклой. И это становится одной из причин трагичной судьбы Ларисы Огудаловой.

Харита Игнатьевна – типичная представительница высших кругов. Она привыкла жить на широкую ногу, постоянно собирая у себя в доме знатных гостей. Деньги и положение в обществе для Огудаловой имеют огромное значение. Она хочет удачно выдать свою дочь, несмотря на то что у нее нет приданного. Харита Игнатьевна считала, что ради успешного замужества ее дочь Лариса должна обманывать и притворяться.

Главная героиня же против такого образа жизни, ей надоело флиртовать со всеми богатыми мужчинами, которых приглашала Харита Игнатьевна в дом. Поэтому Лариса решает выйти замуж за человека, который первый ей это предложит. Она готова полюбить Карандышева, который сделал ей предложение. Однако вновь прибывший в город Паратов, в которого была влюблена Лариса, меняет все планы главной героини. Между Карандышевым и Паратовым Лариса выбирает Сергея Сергеича.


В произведении особое место занимают образы дочери и матери, однако в «Бесприданнице» есть еще один женский образ, который имеет ряд своих особенностей. Евфросинья Потаповна – тетка бедняка Карандышева. Она появляется только в третьем действии и на сюжетную линию никак не влияет, однако помогает раскрыть образ Карандышева.

Если Харита Игнатьевна – представительница высшего света, то Евфросинья Потаповна – представительница низших сословий. Она не привыкла жить праздно, поэтому очень скупа. Тетке Карандышева жаль потраченных денег на обед. Она упрекает Мокия Парменыча в излишней расточительности. Героиня радуется лишь тому, что ей удалось купить дешевого вина и наклеить на него другие этикетки. Образ Евфросиньи Потаповны помогает раскрыть образ Мокия Парменыча Карандышева. Автор показывает, что герои из одной среды, Карандышев на самом деле такой же скупой и бедный, как Евфросинья Потаповна.

Лариса видит то, как тетка Карандышева подготовила обед, на который были созваны все знатные представители общества. Главной героине стыдно за то, что она находится там, за то, что к этому причастен ее жених Карандышев.

Таким образом, А.Н. Островский показал непохожие друг на друга женские образы, демонстрируя диаметрально противоположные миры: светский мир Хариты Огудаловой и мир скупых и бедных людей, к которым относится Евфросинья Потаповна. Особняком среди всей системы образом стоит Лариса Огудалова, которая отличается способностью любить и уважать человеческие чувства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сергея Сергеича Паратова в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Образ Робинзона в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Образ города в пьесе Островского «Бесприданница»
  • Мать и дочь в пьесе Островского «Бесприданница»