Женские образы в повести Гоголя «Тарас Бульба»
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» насчитывается не так много женских образов, так как в основе повествования лежит история запорожских казаков, для которых не было свойственно думать о женщине и любви, «не отведав битвы».
Всего в повествовании насчитывается три воздействующих на сюжет женских образа. Это жена Тараса Бульбы, мать Остапа и Андрия; панночка и служанка панночки. Примечательно, что у всех троих героинь нет имен. Это, во-первых, отражает обобщенность образов, во-вторых, показывает место женщин в обществе той эпохи.
Жена Тараса Бульбы представлена как любящая мать, которая думает только о своих сыновьях, желающая им только счастья и добра. Данный образ показывает трагичность женских судеб того времени. Жена Тараса Бульбы видела мужа лишь несколько раз в году, а после не имела про его судьбу никаких новостей, Тарас Бульба не щадил героиню, обижал ее и даже бил. Это стало причиной того, что внешне красивая женщина быстро превратилась в морщинистую старуху. Автор подчеркивает тяжесть доли жены Тарасы Бульбы, которая в своей жизни почти не видела счастья, ведь счастье героини заключалось в детях, но детей она видела очень редко.
Образ панночки важен для основной сюжетной линии. Именно из-за панночки младший сын Тараса Бульбы Андрий предал свой народ и свою семью. Андрий перешел на сторону врагов, желая быть рядом со своей возлюбленной. Образ панночки рисуется положительным, поэтому решение Андрия оценивается неоднозначно.
Образ служанки панночки появляется в повествовании несколько раз. Впервые героиня появляется, когда Андрий еще до событий битвы оказывается в доме панночки; служанка, по наказу панночки, выводит Андрия из дома. Второй раз героиня появляется в повествовании, когда приходит к Андрию, чтобы рассказать, с каким несчастьем пришлось столкнуться панночке. Служанка провожает Андрия к его возлюбленной.
В повести «Тарас Бульба» есть еще внесценические женские образы. Например, мать панночки, ради которой героиня и просит свою служанку пойти за помощью к врагу своего народа – к Андрию. В тексте показано, что мать панночки находится в состоянии крайнего голода, когда можно было попрощаться с жизнью.
Выделяется также другой женский образ. Пока Андрий шел к панночке по безлюдной площади, он увидел тело мертвой женщины, рядом с которой лежал еще живой ребенок. В повествовании подчеркивается, что эта женщина была молодой и красивой. Н.В. Гоголь использует прием антитезы: молодая женщина была мертва, у нее были «искаженные, изможденные черты» лица. С помощью данного образа писатель демонстрирует то, к чему приводят войны, когда один народ вынужден голодать, погибать самим и давать погибать своим детям.
Таким образом, большинство женских образов, которых в произведении встречается не так много, раскрывается с двух контрастирующих друг с другом сторон: женщины имеют красивую внешность, но тяжелую судьбу. Не давая своим героиням имена, Н.В. Гоголь показывает, что тяжелая судьба была обыденным явлением для женщин того времени.