Женские образы в повести Гоголя «Нос»


Николай Васильевич Гоголь – автор, подаривший читателям настоящие творения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души». Этот ряд можно продолжать и поставить в него, например, сборник «Петербургские повести». Повесть «Нос», входящая в этот цикл, показывает читателям все несправедливости социального устройства. Это классовое неравноправие ярко обозначено мужскими образами.

Цирюльник Иван Яковлевич, проснувшись поутру, намеревается откушать свежеиспеченного ароматного хлеба. Но всем его мечтаниям не суждено сбыться: внутри разрезанной булочки цирюльник находит нос. Иван Яковлевич испытывает смешанные чувства. Подстрекаемый женой, Прасковьей Осиповной, он снует по городу в поисках местечка, чтобы избавиться от находки, завернутой в тряпочку.

Другой яркий мужской образ – майор, Платон Ковалев. Коллежский асессор живет в съемной квартире, в Петербург он приехал с тем, чтобы устроиться в каком-нибудь департаменте. Герой очень обеспокоен своей внешностью, поэтому потеря носа повергает его в настоящее отчаяние. Майор проходит разные инстанции, но только ничего не добивается. Никому нет дела до случившейся с ним беды.

Совершенно равнодушен к произошедшему с Ковалевым, например, и сам нос, ведь он выступает на страницах произведения в качестве самостоятельного образа. Нос рангом выше, чем его хозяин, и одевается гораздо богаче: в золотой мундир и шляпу с плюмажем. Тайный советник живет полноценной жизнью, он даже пытается убежать за границу, чтобы не возвращаться на прежнее место.


Наряду с такими необычными и интересными мужскими образами в повести есть и женские, но они только лишь упоминаются. Из рассказа майора Ковалева мы узнаем о двух дамах: статской советнице Чехтаревой и штаб-офицерше Александре Григорьевне Подточиной. Майор очень беспокоится, как бы они не узнали о том, что он потерял нос.

Пребывая в отчаянии, Ковалев даже предполагает, что именно Подточина виновата в случившемся. И причина для этого самая существенная: он отказался жениться на ее дочери. Как же у нее получилось это сделать? Платон Кузьмич уже и о колдовстве подумывал, нельзя же было отрезать нос? Это уж совсем не правдоподобно. Он бы почувствовал боль, да и цирюльник брил его в среду, а нос пропал в пятницу. Ковалев хочет решить сложившуюся ситуацию без суда и попросить Александру Григорьевну вернуть то, что принадлежит ему по праву. Он пишет офицерше письмо. запугивая ее обращением к законам.

Ответ Подточиной вызывает улыбку: женщина не понимает, о чем идет речь. Она объясняет, что не собиралась оставить героя с носом и готова отдать ему руку дочери, как только тот этого пожелает. После получения такого письма в ответ Ковалев точно уверился в ее невиновности.

Таким образом, на страницах повести «Нос» мы видим лишь опосредованное участие женских образов. Они выступают, будто за кадром. И узнаем мы от них только от других лиц, в частности от коллежского асессора Платона Ковалева.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Платона Ковалева в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Ивана Яковлевича в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Носа в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Нос»