Женские образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо»


В творчестве И.С. Тургенева особое место занимают женские образы. Каждая из героинь чем-то выделяется из общей массы и надолго запоминается читателю. В романе «Дворянское гнездо» таких образов несколько, все они связаны с судьбами главных персонажей и выполняют в произведении свои функции.

Центральное место в произведении занимает Лиза Калитина. Родители мало уделяли ей внимания, отец, пока был жив, постоянно работал, мать утомляли заботы о детях. Марья Дмитриевна наряжала Лизу, «как куколку, при гостях гладила ее по головке», этим и ограничивалась. Воспитанием девочки занималась француженка Моро, у которой были птичьи ухватки и птичий умишко, она не могла научить девочку ничему дельному. Огромное влияние на детский ум оказала няня Агафья Власьевна. Было время, когда она пользовалась милостью барина Дмитрия Пестова, после его смерти вдова избавилась от нее, выдав замуж за скотника, но вскоре вернула в дом и произвела в экономки. Повторное изгнание произошло, когда ее муж украл столовое серебро, после этого Агафья присмирила, надела темное платье и платок, стала богомольной.

Когда Лизе исполнилось пять лет, Агафью приставили к ней в качестве няньки. Девочка сначала боялась старую неулыбчивую женщину, а, узнав поближе, полюбила ее. Лиза и сама была серьезным ребенком, что и сблизило ее с Агафьей. Они все время проводили вместе: если Агафья работала, то и Лиза чем-нибудь занималась рядом, от няньки она узнала о житиях Пречистой девы, отшельников, божьих угодников. Образ Бога наполнил детскую душу, внушил благоговейный страх, Агафья научила ее молиться и водила на службы в церковь. Однажды нянька ушла на богомолье и не вернулась, оставив крепкие ростки веры в душе своей воспитанницы. Она по-прежнему ходила в церковь, несмотря на попытки родных умерить ее порывы.

Способности к наукам у Лизы были хорошие, но «без труда ей ничего не давалось». Она шла своей дорогой по жизни, ни у кого не спрашивая советов. Красивая, грациозная, она обладала к тому же еще добрым сердцем и чувством долга. До появления в ее жизни Лаврецкого Лиза любила всех и никого в особенности, главное место в ее жизни занимал Бог. Чувство к Федору Ивановичу было серьезным настолько, что она, не став его женой, ушла в монастырь.


Другим близким человеком для Лизы была Марфа Тимофеевна Пестова, с которой она делилась своими мыслями, переживаниями, чувствами. Марфа Тимофеевна была известна своим независимым нравом и честностью, искренна в своих чувствах и эмоциях, что и сближало ее с Лизой. Если человек нравился старушке, то она говорила с ним открыто, душевно, людей лживых, изворотливых, лицемерных не удостаивала внимания. В сцене, когда приехал Лаврецкий, Паншин подошел к ней с приветствием, старушкой извинилась, что не заметила его, и вновь заговорила с Федей. Только Марфа Тимофеевна могла понять силу чувств Лизы, но даже ей тяжело было принять решение девушки стать монахиней.

Лизе Калитиной в романе противопоставлена Варвара Коробьина, жена Лаврецкого. Красивая, умная, талантливая женщина, она все свои способности подчинила тому, чтобы блистать в свете. Насколько она была красива внешне, настолько же внутренне бездуховна. Ее актерский талант позволял ей приспособиться к любой окружающей среде, она ко всем могла найти подход, подобрать нужное слово. Только люди с чистой душой, такие как Лаврецкий, Лиза, Марфа Тимофеевна чувствовали фальшь и старались избегать общения с ней.

Образ Лизы раскрывает идейное содержание произведения – отрешение от личного, эгоистичного в пользу долга. Лиза Калитина согласна с Лаврецким в том, что брак должен основываться на любви. Она отказывает Паншину, потому что по-настоящему полюбила Федора Ивановича, счастье с которым оказалось невозможным из-за того, что он женат. Лиза уходит в монастырь, но не позволяет себе разрушить чужую семью. Она чувствует ответственность за грехи свои и чужие, которые нужно отмолить. Автор явно симпатизирует героине, восхищается силой ее чувств и непреклонной волей.

Можно отметить индивидуальность каждого из образов: духовная красота и сила Лизы Калитиной, крепкая вера в Бога крестьянки Агафьи, порядочность, честность Марфы Тимофеевны, красота и отсутствие духовности Варвары Павловны. Все они, так или иначе, раскрывают идейный замысел автора, который показывает величие нравственного долга и мелочность личных интересов, удовольствий.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Паншина в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Образ тургеневской девушки в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Сравнительная характеристика Лизы Калитиной и Лаврецкого
  • Первая встреча Лаврецкого и Лизы Калитиной (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)